Закрытие православных храмов и изъятие церковных ценностей в городе Семипалатинск 1918 – 1930-е годы.

ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРА ДОКУМЕНТАЦИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Послание Патриарха Тихона. Анафематствование большевиков (19.1.1918)

Эти слова патриарха Тихона очень четко дают представление о том переломном периоде, который переживала Православная Церковь после прихода к власти большевиков. Коренная ломка устоев Русской Церкви начинается после принятия в 1918 году Декрета  Совета Народных Комиссаров «об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23.1.1918). Наряду с объявлением свободы вероисповедания, декрет содержал и такие положения как, изъятие из сферы деятельности церкви функций бракосочетания, записи новорожденных и умерших, ликвидировалось духовное образование, также церковь лишалась статуса юридического лица, а все владения церкви объявлялись достоянием народа. Таким образом православная церковь лишалась своего привилегированного положения в государстве и собственности.
После принятия декрета начинается его реализация на территории Советской Республики, на местах создаются специальные комиссии по проведению декрета в жизнь.
В Центре Документации Новейшей Истории Восточно-Казахстанской области хранится огромный пласт документов, содержащих сведения о вышеупомянутых событиях. Сохранилось множество материалов по закрытию и ликвидации Православных храмов, а также документы, связанные с вопросом об изъятии церковных ценностей. Наличие такой большой источниковедческой базы дает неограниченные возможности для работы исследователя в этой сфере.
Документы, отражающие деятельность местных органов по проведению декрета на местах, содержатся в фондах Семипалатинского ГУБИСПОЛКОМА (Ф. Р-73), ОКРИСПОЛКОМА (Ф.Р-73), ГОРИСПОЛКОМА (Ф.Р-96) , а также других организаций так или иначе связанных с вопросами культа.
Реализация положений декрета в Семипалатинской области начинается с ликвидации духовного образования во всех общеобразовательных учреждениях:
«Преподавание предметов религии в гражданских учебных заведениях всех ведомств и наименований прекращается»
Это были лишь первые шаги, направленные на подрыв статуса Православной Церкви в Семипалатинске. В 1920 году в городе создается специальная комиссия для проведения в жизнь закона об отделении церкви от государства. На одном из первых заседаний данной комиссии было принято решение о ликвидации женского монастыря на святом ключе, церкви на Святом Ключе передавались «группе православных граждан, а  все постройки с его инвентарем передать коммунотделу» . Начинается ведение работы по регистрации культовых зданий и описи их имущества, которые в последующим должны были поступать в распоряжение верующих.
В это же время в православную церковь постигло еще одно бедствие-это  обновленческий раскол, в ходе которого была образована так называемая группа «Живой Церкви» выступавшая за активную поддержку Советской власти, проведение внутри церковных реформ и жестко критиковали деятельность патриарха Тихона. Конечно же,  власти активно поддерживали раскол, который еще более ослаблял позиции церкви в государстве и среди простого населения. По стране начинают создаваться Церковные Управления власть, в которых находилась в руках «обновленцев». В Семипалатинске Церковное Управление было создано в декабре 1922 года.  С этого периода начинается процесс «перетасовки» храмов от одних групп верующих к другим, то есть от староцерковников к обновленцам. Причем ясно, что приоритетным правом обладали обновленческие общины. В последующем выяснилось, что напрасно, так как они не могли обеспечить надлежащей сохранности как движимого, так и недвижимого имущества:
«…культовое имущество и само здание церкви содержится в запущенном состоянии…По словам представит. Знаменской группы верующих они не в состоянии содержать сданное им по договору культовое имущество» .
Верующие Александро-Невской церкви (староцерковники) еще в начале февраля 1929 года выступили с предложением о передачи им Знаменского собора ввиду того, что он не может вместить всех верующих и находится на окраине города. Важным условием передачи Знаменского собора было:
«1. Знаменский собор со всем культовым имуществом и обязательно с его Святыней, Чудотворною Иконою “Знамения Божия Матери” переходит в ведение и пользование Александро-Невской группы…»
Их просьба была удовлетворена только в апреле 1929 года, причем лишь частично:
«...Знаменскую церковь считаем возможным передать им, за исключением Знаменской иконы и ризниц принадлежащих Никольской религиозной общине. Здание-же Александро-Невской церкви согласно вышеуказанного заявления верующих этой общины подлежит передать в распоряжение Горсовета, а иконы и др. предметы необходимые для совершения религиозных обрядов передать в Знаменскую церковь.»
    Одним из тяжких последствий этих изменений была потеря Семипалатинско - Абалакской иконы Знамения Божьей Матери - святыни всего Прииртышья!
Тридцатые года, характеризуются новой волной наступлений на права  Православной Церкви. В этот период активизируется передача храмов под культурные и хозяйственные нужды, и многие действия местных властей значительно расходятся с постановлениями вышестоящих органов:
ГПУ – Ответсекретарю Окружкома ВКП/б лично т. Фомину.
Копия. Председателю Окрисполкома лично т. Белякову
«…мы с каждым днем наблюдаем непрекращающиеся, творимые безобразия местными властями, парт. и ком. ячейками, связанные с грубым нарушением законов Советской власти.»
Но даже «забота» органов ГПУ не способствовала изменению положения дел, злоупотребления местных властей продолжались, храмы закрывались либо использовались не по назначению, а в последующем уничтожались.
К концу 1931 года в Семипалатинске оставалось 3 действующих храма: Воскресенский, Никольский, Всехсвятский. В 1933 году был уничтожен Знаменский собор, постройки 1782 года. В 1936 году такая же участь постигла Никольский Кафедральный Собор. К 1937 году действующим оставался только Воскресенский Собор.
Изъятие церковных ценностей.
В 1921-1922 гг., в стране бушевал голод, от которого погибло около 5 млн. человек. Православная церковь не осталась в стороне от этих событий и начала сбор пожертвований в пользу голодающих, организованный патриархом Тихоном.
26 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК, который аннулировал добровольный характер пожертвований: местным Советам предписывалось изъятие всех драгоценностей, не исключая и предметов, имеющих богослужебное значение. С этого времени начинается массовое изъятие церковных ценностей по всей стране.
Для начала проведения мероприятий по изъятию церковных ценностей в Семипалатинске на заседание комиссии по изъятию был приглашен семипалатинский епископ Киприан, по согласованию с которым было принято решение о начале работы с 24 апреля 1922 года. А 20 апреля Киприан провел совещание в Никольской церкви:
«…общее заседание приходских советов Никольской церкви для обсуждения вопроса об изъятии церковных ценностей на дело помощи голодающим»
Духовенство не выступало против мероприятий по изъятию ценностей и даже оказывало всяческую помощь в этом деле:
«Киприан вполне сочувствует трагическому положению постигнутому голодом Поволжского населения, находит, что помощь необходима и неизбежна…»
Изъятие церковных ценностей началось 25 апреля 1922 года. Эти мероприятия очень широко освещались в местной печати: «…Работы по изъятию начались в Знаменском соборе. Церковно-приходской совет просил комиссию оставить в соборе особо чтимую икону “Знаменской Божьей Матери” (Абалакской). Комиссия учитывая благожелательное отношение группы верующих Знаменского собора пошла навстречу этому ходатайству…».
Церковные ценности голодающим
«Комиссия по изъятию церковных ценностей закончила работу в Никольском соборе, где хранились также две церкви: гимназическая и походная. Изъято около 2? пудов серебра и других ценностей».
Работы по изъятию проходили в целом без каких-либо происшествий при общем понимании создавшегося положения. Уже к концу мая работы закончились и их итоги были впечатляющи: « В г. Семипалатинске закончилось изъятие церковных ценностей. Собрано в городе: 12 пудов, 14 ф. серебра, 34 доли бриллиантов, 3 золотника 54 доли золота»
Таким образом 1920-30-ые годы в православной жизни Семипалатинска, характеризуются широким наступлением на права церкви, причем действия местных властей часто расходились с директивами вышестоящих органов. Итогом всех мероприятий стало закрытие почти всех православных храмов, а также потеря многих православных ценностей и реликвий. Можно сказать, что местные исполнительные органы в деле борьбы с церковью перевыполнили план на все 100%! Православная церковь из влиятельного духовного и культурного центра была превращена в небольшую группу священнослужителей, лишенных всяческих прав и привелегий!
       Необходимо отметить то, что документы, названных фондов помогают установить подлинную картину событий православной жизни Семипалатинска 20-х - 30-х гг. Учитывая тот факт, что история Православия в Семипалатинске периода Советской власти мало изучена, то  эти документы являются ценнейшим источником проливающим свет на многие события тех времен. Обилие документов позволяет тщательно и довольно подробно исследовать данную проблему. На современном этапе требуется пересмотр многих аспектов истории СССР в том числе и вопросов истории религии, так как на протяжении долгого времени этому не уделялось должного внимания, а все исследования носили чисто идеологизированный характер.

Комментарии  

Anton
#9 Anton 18.11.2010 21:30
Очень хорошая статья, много нового узнал (хотя что-то и знал), информация о регионах всегда не столь популярна, как о центрах, однако в регионах, порой бывает намного больше подвижников, о которых многие не знают. Например, Священномученик Александр Усть-Каменогорс кий (Дагаев) - когда я узнал о нем, для меня было открытием, что в моем родном городе жил такой великий подвижник, а сколько еще таких имен, которые мы не знаем?
Спасибо, Антон.
Цитировать
bez_an
#8 bez_an 17.11.2010 10:42
Всегда рад помочь!
Цитировать
Калерия
#7 Калерия 16.11.2010 22:46
Цитирую bez_an:
http://www.liveinternet.ru/.../


Очень Вам благодарна за информацию.=)
Цитировать
bez_an
#6 bez_an 16.11.2010 13:56
http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=505207&seriesid=1148412&page=30
Здесь размещены фото Воскресенкого собора г. Семей (Семипалатинска ) единственной из сохранившихся в городе. На данной странице есть фото интерьера собора, икон и т.д.
Цитировать
р.Б.Алексей
#5 р.Б.Алексей 16.11.2010 09:17
Цитирую bez_an:
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!


Антон, фотографии лучше выставить каком-нибудь сервере изображений, например, на www.radikal.ru а потом уже дать ссылку на них здесь.
Цитировать
bez_an
#4 bez_an 16.11.2010 08:56
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!
Цитировать
Калерия
#3 Калерия 15.11.2010 23:48
Спасибо! А их фотографии где-нибудь есть, их можно как-то увидеть?
Цитировать
bez_an
#2 bez_an 15.11.2010 22:54
В Воскресенском соборе находятся следующие чтимые иконы: 1. Знаменско-Абала цкой Божией Матери(копия), которая была главной святыней уничтоженного в 1919 году Семипалатинског о женского миссионерского монастыря. После закрытия обители икона хранилась у сестер, а в 1945 году была установлена в соборе. Начиная с 2000 года каждую пятницу перед ней совершаются молебны с акафистом нараспев и водосвятием. Раньше икона была очень темная, с едва различимыми контурами. За три месяца до закрытия монастыря от нее стал идти ослепительный свет в форме луча, который бил прямо в дверь. Сестры сначала подумали, что это пожар, но, поняв, откуда исходит свет, встали на колени и плакали. Луч, бьющий в дверь храма, ясно показывал, что вскоре они уйдут отсюда. Сейчас икона как бы просияла, изображение Богородицы видно очень четко. 2. Икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. 3. Икона святителя Николая Чудотворца.
Цитировать
Калерия
#1 Калерия 15.11.2010 22:34
Спасибо, Антон Сергеевич. Замечательная статья!
На данный момент можете перечислить какие-нибудь сохранившиеся иконы?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Танзиля Танзиля 23.01.2018 13:27
    Прошу прощения за фразу:"очень умные священники",ни в коем разе не имела ввиду,что в других храмах ...

    Подробнее...

     
  • Танзиля Танзиля 22.01.2018 20:28
    Хочу сказать Вам,что нет никакой зависимости,ни к табаку,ни к спиртному,ни к прочим гадостям.Есть ...

    Подробнее...

     
  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...