Информация об авторе:

Безверхний Антон Сергеевич студент 4 курса Алтайской Государственной академии г.Барнаул. Родился в г.Семипалатинск ВКО. Занимаюсь изучением истории православия в Прииртышье. Участник международной студенческой конференции МНСК 2010 в г.Новосибирске,  доклад Православное освоение Семипалатинского Прииртышья в XVIII-XIX вв. как часть колонизаторской политики Российской империи в "национальных окраинах" отмечен дипломом 3 степени. Учавствовал в двух амеждународных рхивных конференциях в Семипалатинске(март 2010), посященной 90 летию ЦДНИ ВКО, и в Усть-Каменогорске(октябрь), посвященной 70-летию ГАВКО, статьи были опубликованы в сборниках данных конференций. В конце сентября принял участие международной конференции "Верхнее Прииртышье в XVII-XXI веках:
национально-государственное, этнокультурное и экологическое взаимодействие"
г. Новосибирск.

Политика советского руководства в отношении религии в 1920-е гг. в Семипалатинской губернии

 

Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни.
Послание Священного Собора Православной Российской Церкви (11.11.1917)

Начало XX века Российской империи и ее окраин явилось периодом великого потрясения, повлекшего  за собой разрушение основ прежнего строя и создание нового государства диктатуры пролетариата. Цепочка событий, начиная с Октябрьской революции, Гражданской войны и  дальнейшее создание Советского государства оказала влияние на все государственные и общественные структуры бывшей Российской империи. Не остались  в стороне от этих событий и представители различных религиозных верований, причем с самого начала большевики открыто и в довольно резкой форме обозначили направления своей религиозной политики.
Самой мощной религиозной организацией Российской империи  была Русская Православная Церковь и именно на ее примере  мы рассмотрим религиозную политику советского государства в 1920-е гг. в Семипалатинской губернии. Важно сказать о том, что к 1917 году православная церковь вступила в полосу кризиса, что было вызвано: 1) синодальной системой, которая ставила церковь в подчиненное положение по отношению к государству; 2) развитием капиталистических отношений, что вызвало массовый отход крестьян из деревни и как следствие этого отрыв их от традиционной православной культуры; 3) общее падение нравственности, как в народных массах, так и в среде духовенства в частности.  И таким образом сложились благоприятные условия для решительного наступления советской власти на права церкви.
Началом религиозной, а точнее сказать антирелигиозной политики большевиков,  является опубликование Декрета  Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23.1.1918). Наряду с объявлением свободы вероисповедания, декрет содержал и такие положения как изъятие из сферы деятельности церкви функций ЗАГС, ликвидация духовного образования, лишение церкви статуса юридического лица, а все владения церкви объявлялись достоянием народа. При наркомате юстиции 8 мая 1918 года был создан 8-й (позднее 5-й) отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, а на местах создавались соответствующие низовые структуры. В Семипалатинской губернии данная комиссия была создана  лишь 21 декабря 1920 года, что было связано с  событиями Гражданской войны. На одном из первых заседаний  комиссии было принято решение о ликвидации женского монастыря на святом ключе, церкви на Святом Ключе передавались «группе православных граждан, а  все постройки с его инвентарем передать коммунотделу».  Начинается ведение работы по регистрации культовых зданий и описи их имущества, которые в последующем должны были поступать в распоряжение верующих.
Поводом для нового наступления на православную церковь явился небывалый по своим масштабам голод 1921-1922 гг., жертвами которого пало около 5 млн. человек.  С самого начала церковь в лице патриарха Тихона активно участвует в сборе средств  на помощь пострадавшим, в свет выходят послания патриарха с призывом к сдаче драгоценностей верующих всего мира, в дальнейшем уже будет принято решение о сдаче вышедших из употребления культовых предметов. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральной помощи голодающим.  Неожиданным был ответ властей на действия церкви - 26 февраля 1922 г. выходит постановление ВЦИК, согласно которому изъятию подлежали все церковные ценности, в том числе имеющие богослужебное значение. Власти решили воспользоваться моментом, и повели новое наступление на православную церковь под маской помощи голодающим. Показательны в этом отношении слова В.И. Ленина «…никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализирование этих масс…».  Л.Д. Троцким была разработана специальная инструкция для проведения кампании по изъятию. Согласно инструкции на местах создавались две комиссии: секретная подготовительная комиссия по изъятию ценностей и официальная комиссия при комитетах помощи голодающим для формальной приемки ценностей; так же в инструкции содержатся указания к проведению мероприятий по расколу в среде духовенства, путем выявления священников открыто выступающих в пользу изъятия, а священников, которые пользовались доверием у населения, предполагалось не трогать, но предупредить их «что в случае каких-либо эксцессов они ответят первыми». Так же этой же инструкцией предусматривалось проведение мер по расколу в среде духовенства, выявление лояльно настроенных по отношению к советской власти священников.
Семипалатинская губернская комиссия по изъятию ценностей была образована 9 марта «под председательством члена ВЦИК Букейханова, от Губисполкома Нечаева» . В тот же день губисполком направил срочную телеграмму всем уездным исполкомам: «Создать уездные комиссии и приступить к изъятию церковных ценностей, потребуйте всех без исключения богослужебных культов описи церковных имуществ» . В местной печати разворачивается масштабная антирелигиозная пропаганда. В газете «Степная Правда» нападкам подвергается Семипалатинский епископ Киприан. 13 апреля 1922 г. было проведено заседание губернской комиссии по изъятию, на которое был приглашен епископ Киприан. На заседании было принято решение о начале работ  с 24 апреля в Семипалатинском Знаменском соборе, также на Киприана была возложена и идеологическая подготовка кампании, он должен был объяснить прихожанам суть работы и подготовить соответствующие документы, а к 24 апреля разослать сообщение во все благочиния Семипалатинской губернии. Изъятие ценностей началось 24 апреля 1922 г. в Семипалатинском Знаменском соборе, работы проходили в присутствии выборных членов от приходских советов и членов губернской комиссии по изъятию ценностей. Сведения  из уездов начинают поступать только в начале мая. В городе Павлодар с 6 по 8 мая происходило изъятие церковных ценностей из местных храмов: Церковь Флора и Лавра  24 предмета, 2 пуда, 36фунтов, 37зололотников, 37 долей; Троицкий собор - 14 предметов, 24 фунта, 90 золотников . Часто встречаются документы, говорящие о том, что  многие храмы в губернии находились в довольно бедственном положении, и изымать из них было нечего. Наоборот, в тех селениях, где были относительно богатые приходы, местное население пыталось договориться с властями о сохранении драгоценной утвари. Примером этому служит заявление жителей с.Семиярска, которые предложили взамен церковных ценностей «внести стоимость драгоценностей продуктами и разными ценностями серебром и пр.» . Но губкомиссией это предложение было отклонено и произведено изъятие ценностей. В газете «Степная Правда» за 27 июля 1922 г. была помещена заметка об окончании кампании по изъятию в городах Семипалатинской губернии «собрано около 25 ? пудов серебра и отправлено в Москву. В уездах работа продолжается, недоразумений нет» .  Губернский финотдел в своем отчете дает следующие данные по губернии: с 14 августа по 1 октября 1922 года церковных ценностей собрано по губернии 24 пуда, 8 фунтов, 67 золотников, 82 доли . 28 октября 1922 г. комиссия по изъятию обратилась в Губисполком с просьбой о роспуске ввиду окончания работ и приложила список отправленных ценностей по месяцам 1922 года. Всего было отправлено ценностей общей массой 36 пудов, 13 фунтов, 80 золотников, 41 долей. И уже на следующий день Губисполком принял решение о роспуске губернской комиссии по изъятию ценностей.
Кампания по изъятию явилась непосредственным поводом начавшегося  внутрицерковного раскола, в ходе которого была образована так называемая группа «Живой Церкви» выступавшая в поддержку Советской власти, проведение внутрицерковных реформ. Конечно же,  власти активно поддерживали раскол, который  в дальнейшем бы привел к развалу всей церковной организации. В стране начинают создаваться Церковные Управления, власть в которых находилась в руках «обновленцев». В Семипалатинске Церковное Управление было создано в декабре 1922 года.  С этого периода начинается процесс «перетасовки» храмов от одних групп верующих к другим, то есть от староцерковников к обновленцам. В Усть-Каменогорске к 1923 году все существующие на тот момент храмы были переданы обновленцам и находились в их ведении до самого закрытия.  Несмотря на поддержку властей народ неактивно шел в обновленческие храмы, и священнослужители в связи с этим не могли надлежащим образом сохранить переданное им имущество: «…культовое имущество и само здание церкви содержится в запущенном состоянии…По словам представит. Знаменской группы верующих они не в состоянии содержать сданное им по договору культовое имущество» . В конце 1920-х гг. начинается работа по закрытию храмов и передача их на хозяйственные или культурные нужды, причем все это проходило со значительными нарушениями, о которых писали даже местные власти. В 1929 году по губернии планировалось изъять 77 церквей и мечетей,  70 храмов были изъяты без каких-либо санкций вышестоящих органов! Данная практика привела к массовым закрытиям и разрушениям храмов в начале 1930-х гг.
Непосредственными  участником данных событий явилось многочисленное православное духовенство губернии, которое не осталось в стороне от политических репрессий этого периода. Первый этап репрессий, а правильнее сказать внесудебных расправ, связан с событиями Гражданской войны. Одной из жертв «красного террора» стал настоятель Троицкого храма Усть-Каменогорска протоиерей Александр Владимирович Дагаев, приговоренный к смертной казни за сотрудничество с белогвардейцами. После казни надругательства над телом священника не закончились «…и привязанное к лошади окровавленное тело (с отсеченной головой и правой рукой), утром следующего дня волочили по заснеженным городским улицам». И такие расправы над священнослужителями проходили повсеместно на всей территории губернии.
Подводя итог важно отметить то, что с установлением Советской власти большевики начинают проводить активную антирелигиозную политику, главная цель которой заключалась в уничтожении всех религиозных структур бывшей Российской империи.  Эта политика выразилась в активном наступлении на права и привилегии православной церкви, а также массовыми казнями и ссылками наиболее неугодных советской власти священнослужителей. Во многом успешному проведению религиозной политики большевиков способствовали внутренний кризис православной церкви, четко продуманная программа мероприятий в рамках данной политики, сопровождавшихся широкой пропагандистской работой. Большевики также умело пользовались сложившейся в стране ситуацией, например голод в Поволжье и под маской решения социальных и финансовых вопросов  государства, развивали наступление на православную церковь. Необходимо сказать, что религиозная политика в Семипалатинской губернии выразилась в нарушениях советского законодательства местными властями, которые отмечали и вышестоящие органы власти. Данная  политика выражалась в закрытии множества храмов, либо передачи их различным организациям нерелигиозного характера. Несмотря на общее спокойное отношение народных масс к такой политике, повсеместно встречаются и документы, свидетельствующие о высказывании верующими своего недовольства данной политикой. Итогом религиозной политики советской власти в 1920-х гг. в Семипалатинской губернии явилось закрытие большинства приходов и как следствие этого постепенное отмирание православной жизни в регионе.

Комментарии  

Anton
#9 Anton 18.11.2010 21:30
Очень хорошая статья, много нового узнал (хотя что-то и знал), информация о регионах всегда не столь популярна, как о центрах, однако в регионах, порой бывает намного больше подвижников, о которых многие не знают. Например, Священномученик Александр Усть-Каменогорс кий (Дагаев) - когда я узнал о нем, для меня было открытием, что в моем родном городе жил такой великий подвижник, а сколько еще таких имен, которые мы не знаем?
Спасибо, Антон.
Цитировать
bez_an
#8 bez_an 17.11.2010 10:42
Всегда рад помочь!
Цитировать
Калерия
#7 Калерия 16.11.2010 22:46
Цитирую bez_an:
http://www.liveinternet.ru/.../


Очень Вам благодарна за информацию.=)
Цитировать
bez_an
#6 bez_an 16.11.2010 13:56
http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=505207&seriesid=1148412&page=30
Здесь размещены фото Воскресенкого собора г. Семей (Семипалатинска ) единственной из сохранившихся в городе. На данной странице есть фото интерьера собора, икон и т.д.
Цитировать
р.Б.Алексей
#5 р.Б.Алексей 16.11.2010 09:17
Цитирую bez_an:
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!


Антон, фотографии лучше выставить каком-нибудь сервере изображений, например, на www.radikal.ru а потом уже дать ссылку на них здесь.
Цитировать
bez_an
#4 bez_an 16.11.2010 08:56
Вам спасибо большое!Да фотографии есть. Я только не знаю можно ли здесь на сайте выставлять фотографии?!
Цитировать
Калерия
#3 Калерия 15.11.2010 23:48
Спасибо! А их фотографии где-нибудь есть, их можно как-то увидеть?
Цитировать
bez_an
#2 bez_an 15.11.2010 22:54
В Воскресенском соборе находятся следующие чтимые иконы: 1. Знаменско-Абала цкой Божией Матери(копия), которая была главной святыней уничтоженного в 1919 году Семипалатинског о женского миссионерского монастыря. После закрытия обители икона хранилась у сестер, а в 1945 году была установлена в соборе. Начиная с 2000 года каждую пятницу перед ней совершаются молебны с акафистом нараспев и водосвятием. Раньше икона была очень темная, с едва различимыми контурами. За три месяца до закрытия монастыря от нее стал идти ослепительный свет в форме луча, который бил прямо в дверь. Сестры сначала подумали, что это пожар, но, поняв, откуда исходит свет, встали на колени и плакали. Луч, бьющий в дверь храма, ясно показывал, что вскоре они уйдут отсюда. Сейчас икона как бы просияла, изображение Богородицы видно очень четко. 2. Икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. 3. Икона святителя Николая Чудотворца.
Цитировать
Калерия
#1 Калерия 15.11.2010 22:34
Спасибо, Антон Сергеевич. Замечательная статья!
На данный момент можете перечислить какие-нибудь сохранившиеся иконы?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Танзиля Танзиля 23.01.2018 13:27
    Прошу прощения за фразу:"очень умные священники",ни в коем разе не имела ввиду,что в других храмах ...

    Подробнее...

     
  • Танзиля Танзиля 22.01.2018 20:28
    Хочу сказать Вам,что нет никакой зависимости,ни к табаку,ни к спиртному,ни к прочим гадостям.Есть ...

    Подробнее...

     
  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...