Глава I.  Эпоха гонений. Возникновение греческой апологетики.

 

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним (Павлом), и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется он проповедует о чужих божествах», потому что благовествовал им Иисуса и воскресение. И взяв его привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное влагаешь ты в уши наши.(Деян. 17. 18-20)

Возникновение Христианства в первом веке оказало огромное влияние на дальнейшую историю развития человеческого общества. Обществу приходилось мириться с возникновением и распространением довольно  необычной веры. Еще бы: проповедь рыбаков, никому ранее не ведомых пилигримов из Палестины, заставляла поколебать, казалось незыблемые уставы вселенской Римской империи. Что это значит? Это значит, что установившемуся веками взгляду языческой государственной власти, касательно безусловного господства ее во всех сферах человеческой деятельности противопоставлен был от христианства взгляд, в силу которого, из под эгиды этой власти отторгалась целая область человеческой деятельности – область религиозной жизни человека. Языческая древность была чужда идей о свободе убеждений в деле религии и совести, о свободе сообразно со своими наклонностями избирать род и область человеческого поклонения. Языческая идея государства заключала в себе право полновластного распоряжения всею совокупностью жизни граждан. Все, что тесно не связывало себя с этой идеей, все, что хотело жить и развиваться, не служа целям государственным, — все это было непонятно для древности, чуждо её духу. Отсюда религия и все религиозное были подчинены государственному интересу.

Самые великие умы древности ничего не знали о самостоятельности религиозной, о религии и религиозности, не подчиненных государству. Платон в своем „идеальном государстве"  с решительностью объявлял, что в государстве каждый получает возможность исполнить свое назначение и достигнуть полной меры своего счастья и благополучия, и вследствие этого Платон дает государству такую власть над человеком, при которой не остается никакого места ни для личной, ни для религиозной свободы. По мнению другого великого мыслителя древности—Аристотеля (в „Политике") человек есть существо исключительно политическое, и жизнь государственная есть все для него.

Заме чательне йший римский мыслитель, Цицерон, говорит также: „государство родило нас и воспитало для того, чтобы лучшие и высшие силы нашей души, разума и разсудка употреблять в свою собственную (государственную) пользу, а в нашу личную пользу оставлять столько, сколько будет оставаться за удовлетворением его собственных нужд" (О государстве 1.4) Римское государство было лишь осуществлением этих идей древности. Государство у Римлян было те м средоточием, из котораго выходили, около котораго вращались и к которому снова неизбе жно возвращались—вс е мысли и чувства, ве рования и убе ждения, идеалы и стремления народа. Оно было единственно высшим идеалом и путеводною зв ездою, которая в качестве  высшаго рока (FataRomana, DeaRomana) давала направление все м силам народной жизни и сообщала опреде ленный смысл и характер склонностям и д ействиям отде льнаго челове ка. Оно было как бы божеством, и все, что стояло вне  отношения к государству, было безполезно, незаконно. Поэтому и самая священн ейшая вещь, - религия - была одной из функций государственной власти. В римском государстве  ведение де л религии и надзор за религиозным положением народа сначала поручался сенатору,а потом присоединился к атрибутам императорской власти. Все императоры Рима, начиная от Августа, были в тоже время верховными первосвященниками; император в тоже время именовался и pontifexmaximus. Словом, религия в римской империи не имела ни малейшей самостоятельности, она находилась под строгим контролем государственной власти. Отсюда религиозный строй составлял часть государственного строя, и религиозное право— sacrumjus - было лишь подразделением общего права— publicumjus.  

Что же внесло христианство? Христиане открыто заявляли стремление выйти изподгосударственного  контроля в своих религиозных убеждениях, в своей религиозной жизни. Они заявляли, что человек, подчиненный государственной власти в других отношениях, свободен от подчинения этой власти в сфере религиозной. Эта мысль, о существенном различии между гражданскою (языческой) и религиозно (христианской) деятельностью, мысль о нетождестве их была принципом, которым руководилась юная Церковь. Вера христиан не отторгала их от обязанностей относительно государства, но это до тех пор, пока законы государственные, авторитет государственный не решались вмешиваться в дела их веры и исповедания. Поэтому христиане  своею жизнью, и голосом апологетов требовали от государства свободы совести, свободы выражать независимо от предписаний государства — свою религиозность. Они хотели жить в этом отношении без государственного контроля, но этого не признавала государственная власть и признавать не хотела.

Апологет II века Тертуллиан заявляет перед римским правительством, что каждый челов ек есть существо свободное, „всякий может располагать собой, также точно волен поступать челове к и в д ел е религии". Тертуллиан говорит: „право естественное, право общечелов еческое требует, чтобы каждому было предоставлено поклоняться тому, кому он хочет. Религия одного не может быть ни вредна, ни полезна для другаго". „Принуждать свободных людей приносить жертвы значит оказывать вопиющую несправедливость, де лать неслыханное насилие. Какое безрассудство—хоте ть заставлять челове ка воздавать Божеству почести, которыя и без того он должен был бы воздавать ради своей пользы! Не в праве  ли он сказать: не хочу я, чтоб Юпитер мне  благо-приятствовал! Что вы тут м ешаетесь? Пусть Янус сердится на меня, пусть обращает ко мне  лице, какое ему угодно!" (Тертуллиан. Апология. Гл 28).Тот же Тертуллиан говорит:  „какое зло моя религия приносит другому? Это противно религии принуждать к религии, которая добровольно принимается, а не посредством принуждения, потому что всякая жертва требует согласия сердца. И если вы принуждаете нас приносить жертвы, то этим однакож не достигается никакого чествования ваших богов, потому что в вынужденных жертвах они не могут находить никакого удовольствия, это значило бы, что они любят насилие"(Тертуллиан. Послание в Скапуле. Гл 2). С этим вем сте  у Тертуллиана соединяется требование, чтобы римская власть отказалась от т ех прав в д еле  религиозных уб еждений, какия она присвоивала себе  доселе : „итак, позвольте одним поклоняться истинному Богу, а другим Юпитеру, одним поднимать руки к небу, а другим к жертвеннику, одним приносить в жертву Богу самих себя, а другим козлов. Берегитесь, чтобы не показать не которого рода нечестия, когда вы отнимаете свободу богопочитания и выбор божества, когда вы не позволяете мне  поклоняться Богу, которому я хочу, и станете принуждать меня поклоняться такому Богу, которому я не хочу. Какой Бог потребует себе  насильственных почестей и челове к их не пожелает"(Тертуллиан. Апология. Гл 24)[3]

В этих словах Тертуллиан ясно высказывает мысль, что христианство ре шительно не признает за языческим государством права санкции в д елах религии, - мысль, которая шла вопреки вс ем традициям Рима. — Со всею силою непоколебимости в убе ждениях развивает ту же мысль другой великий апологет древности, Ориген,уже в третьем ве ке . Он открыто заявляет себя ратоборцем новаго высшаго принципа христианскаго, в противоположность установившемуся принципу, котораго держалось государство римское. „Мы име ем д ело—говорит он—с двумя законами. Один закон природы, виновником котораго есть—Бог, другой закон писанный, который дается от государства (городов). Если они согласны между собой, должно одинаково соблюдать их. Но если естественный, божественный закон повеле вает нам то, что расходится с законодательством страны, то должно это после днее — законодательство страны, — оставлять без внимания, и пренебрегая волей челов еческих законодателей, слушаться только воли божественной, каковы бы не соединялись с этим опасности и труды, даже если бы пришлось потерп еть смерть и посрамление. Мы, христиане, признавая естественный закон (или что тоже закон сове сти) высшим божественным законом,—мы стремимся соблюдать его и отвергаем законы нечестивые" (Ориген.Против Цельсия 5.37).

Такой протест со стороны христианства против ве ковых прав языческаго государства мог ли быть терпим и спокойно выслушиваем деспотическими владыками Рима? Мог ли Рим позволять свободное распространение таких идей, которыя были отрицанием его коренных прав?

 Христианство с своею пропов едью о царстве  Божием, как высшем благе , заключающем в себ е все  другия блага, должно было в конец низвергать идеалы древности, по которым, напротив, государство было высшим благом, условливавшим собою благосостояние и счастье людей. Тогда как в древности над все м царила государственная власть, ея авторитет высился над все ми другими авторитетами, в христианстве  и христианах эта власть встре чает врага, готоваго лишить ее прав ея, возобладать и возвыситься над нею. Оставить без противоде йствия такое явление, как христианство, значило бы для Рима, при подобном положении де ла, открыто отказаться от своих ве ковых прав. Но это было неестественно. Каждый шаг в развитии народнаго сознания достигается посредством продолжительной борьбы, поэтому римское правительство, если оно хорошо сознавало требования и стремления христианства, необходимо должно было пресле довать христиан. Гонение должно было являться как противоде йствие консервативнаго начала новому началу, совершенно доселе  чуждому для духа челове ческаго. Заме чательный факт, — систематическими гонителями христианства были именно те  государи римские, которые отличались наибольшею разсудительностию, наибольшим пониманием положения де л государственных, которые лучше других императоров понимали нужды времени, каковы: Траян, Марк Аврелий, Декий. Диоклетиан, между те м как злые и порочные государи, но мало входившие в сущность де л государственных, как Нерон, Каракалла, Коммод и многие другие, или вовсе не пресле довали христиан, или если и пресле довали, то вовсе не виде ли в этом какой нибудь государственной задачи, стоящей в связи с ве рным охранением прав власти. Это зависе ло ни от чего другаго, как именно от того, что боле е проницательные государи понимали ту великость требований, какия предявлялись христианством правительству римскому, понимали, что христианство требовало — ни много ни мало как полного коренного изме нения идей, легших в основу всемирной   империи. 

Нельзя не упомянуть апологета второго века Афиногора. Подробных сведений о творчестве этого апологета не сохранилось, но известны два его труда, дошедших до нашего времени. Интересно для нас его сочинение - "Прошение за христиан", это сочинение было направлено Марку Аврелию и Коммоду, "соцарствование" которых приходится на 176-180 гг., Афинагор пытался апеллировать к просвещенному разуму "императора-философа" (Марка Аврелия), стараясь доказать неразумность и неполезность преследования христиан. Конкретных и зримых результатов такие апелляции не принесли,но, тем не менее, свою роль они сыграли, ибо подготовили постепенную эволюцию сознания греко-римского языческого общества в сторону принятия христианской религии. "Прошение" Афинагора - достаточно обширное произведение, состоящее из 37 глав. Защита христианства здесь строится по трем основным пунктам: 1) опровержение обвинений христиан в безбожии, 2) опровержение обвинений их в людоедстве и 3) опровержение обвинений в кровосмесительстве. По логичной стройности, ясности и четкости языка сочинение Афинагора явно превосходит аналогичные труды предшествующих греческих апологетов. П. Мироносицкий характеризует Афинагора как писателя следующим образом: "Подвергая языческое мировоззрение тщательной критике, Афинагор нигде не переступает пределов критики: она не переходит у него в резкое обличение или осмеяние и совсем не изобилует сильными выражениями, которых так много рассеяно в апологии, например Тертуллиана, и которые часто бывают блестящи, но редко убедительны. Его оружие - логика; его цель - разоблачить ложь, указать абсурд, чтобы истина восторжествовала. Но и тут он осторожен и скромен: он знает, как неприятно бывает убежденному человеку выслушивать горькую истину о своих убеждениях, и потому он щадит и заблуждения... Но при этом мы должны прибавить, что умеренность и скромность Афинагора нигде не переходят в лесть или заискивание пред императорами: чуждый крайностей памфлетиста и льстивого софиста, наш апологет везде и во всем сохраняет достоинство и строгость христианского философа. Философ по тону своей речи, Афинагор может быть назван блестящим оратором по своим писательским приемам".[4]

Заканчивая и обобщая доникейский  период, нельзя не упомянуть Св. МелитонаСардийского

Среди немногих сохранившихся фрагментов его трудов, прежде всего следует указать на "Апологию," носящую еще название "Книжечка к Антонину" (????????????? ?????????). Данное произведение адресовано императору Марку Аврелию и датируется приблизительно 170 г.; три фрагмента сочинения сохранились у Евсевия и один в "Пасхальной хронике" (византийской летописи VII в.). Поводом к написанию "Апологии" послужило новое гонение на христиан, разразившееся при этом императоре. Его, известного "философа на троне," св. Мелитон увещевает познакомиться с учением христиан, выражая в то же время полную покорность государственной власти ("Если это делается по твоему приказу - хорошо, пусть так и будет!").

Самый большой фрагмент "Апологии," сохраненный Евсевием, весьма примечателен в том плане, что в нем затрагивается проблема отношений Церкви и государства. Здесь, в частности, говорится: "Наше любомудрие (? ???'?????????????) расцвело (???????) сначала среди варваров, затем оно достигло пышного цветения (??????????) у твоих народов во время великого царствования твоего предка Августа и стало счастливым благом для твоего царства. Ибо с тех пор возросла, обрела величие и засияла мощь римлян. Ты сделался желанным преемником (????????) этого и пребудешь им вместе с сыном, храня любомудрие, возросшее вместе с империей и получившее начало с царствованием Августа; предки твои чтили это любомудрие, как и прочие религии. Великим доказательством того, что на благо прекрасно начавшегося царства вместе с ним расцвело и наше учение (?????), служит следующее: от правления Августа не произошло ничего дурного, наоборот, все было блестящим и славным."

В принципе и св. Мелитон руководствуется такой основополагающей мыслью "христианской политологии," но одновременно и стремится развить его дальше, ясно высказывая мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. В этой мысли подспудно предполагается, что данная связь имеет своим истоком промысл Божий, благодаря которому paxRomana послужил своего рода "приуготовлением" Евангельской проповеди, а та, в свою очередь, обеспечила благоденствие Римской империи. В некоторой степени "предтечей" этой идеи св. Мелитона являлось одно высказывание св. Иустина Философа, который видел в римской армии, разрушившей Иерусалим, орудие Божьего Промысла, наказавшего иудеев, отвергнувших Мессию и не принявших Новый Завет. Позднее данную мысль св. Мелитона развил в целое "богословие истории" Евсевий Кесарийский. Обращенная к?аркуАврелию апология Мелитона, по мнению некоторых исследователей, уже предвидит союз империи с христианской Церковью, исторические судьбы коих связаны настолько крепко, что временные недоразумения не могут их разъединить. Мелитон как бы предвидит грядущую реформу Константина.[5]

Христианский апологет начала IVве ка Лактанций, как бы обобщаяте  требования, с которыми выступали христиане в эпоху гонений, говорит: „не т ничего свободне е религии, и она совершенно уничтожается, как скоро приносящий жертву бывает к тому принуждаем"(Лактанций.Божественные наставления. 5.20) 

Подводя итог отношения к государственной власти в творениях раннехристианских авторов-апологетов, можно отметить общий признак этих текстов: находясь в условиях жесточайших гонений, христианские авторы в своих Апологиях – ((др.-греч.????????) — защитительная речь или защитительное письмо), пытались доказать власти как минимум неопасность христианства для устоев государственности Римской империи, отвести от себя множество, порой немыслимых обвинений. Далеко не всегда эти попытки были успешными, но христианство развивалось, в буквальном слове на костях тысяч мучеников. Христианство «делало себе имя», и не без помощи этих трудов и стараний, общество, да и императорская власть Рима, уже почти были подготовлены к коренному пересмотру взглядов на свободу совести  в Римской империи, которая произошла после знаменитого Миланского Эдикта 313 года.Несколько языческих императоров общими ииями подготовляли ту почву, на которой столь твердой ногой стал первый христианский император. В законодательстве языческих императоров, клонившемся к пользе и благополучию христиан, много недомолвок, неопределенности, нерешительности, колебаний, неустойчивости, случайностей; мало твердости, планосообразности, однообразия, сознательности в стремлении к цели, — не видно общей руководящей идеи, но все же так или иначе, оно шло к той же цели, к которой пришел Константин.

Комментарии  

Протоиерей Александр
#11 Протоиерей Александр 09.12.2010 23:46
Цитирую rio43:
Я полностью согласен с Антоном! Уважаемые Отци прокомментируйте, будте любезны, мнение об Оригене Архимандрита Рафаила Карелина. А то интересно получается! На 5 ом вселенском соборе его анафемствовали, а по вашим словам он очень даже хороший!!!

Вот приведенная цитата Архимандрита Рафаила: Цитата:
Во многих случаях идеи Оригена стали классическими для христианского богословия, но, с другой стороны, ряд из них послужил питательной почвой для множества разных ересей, начиная с арианской. В корне ошибочным было его учение о Боге, о Христе как «твари», о «душе Христа», о предсуществован ии душ и их переселении, о грехе, смерти, о спасении всех, в том числе и диавола. Таинства Церкви он понимал чисто символически, Священное Писание толковал аллегорически, до полного пренебрежения его историческим смыслом.
Так вот никто этого не отрицает, но нельзя и отвергать заслуг Оригена перед богословием. Споры о причинах анафематствования Оригена до сих пор идут в богословских кругах...
Обратите особо внимание даже на этот пункт:Цитата:
Во время гонений императора Декия Ориген в Тире был заключен в тюрьму. Его держали с железными цепями на шее или по несколько дней растянутым на орудии пыток, но от веры христианской он не отрекся и был выпущен из тюрьмы, после чего вскоре умер.
О каких качествах это говорит?
да и осудили его аж через триста лет.
Однако уважая труды Оригена нельзя отрицать того, что многие его мнения были анафематствован ы V Вселенским собором: В частности, неприемлемой для православной веры стала мысль о будущем всеобщем восстановлении (апокатастасис).
Я к тому, что он и пользу принес Церкви, но никто не призывает ему молиться.
Цитировать
rio43
#10 rio43 28.11.2010 18:32
Я полностью согласен с Антоном! Уважаемые Отци прокомментируйт е, будте любезны, мнение об Оригене Архимандрита Рафаила Карелина. А то интересно получается! На 5 ом вселенском соборе его анафемствовали, а по вашим словам он очень даже хороший!!!
Цитировать
Фиалка
#9 Фиалка 21.11.2010 14:17
Отличная статья, спасибо большое.
Цитировать
Anton
#8 Anton 16.11.2010 12:03
Вот что пишет об Оригене Архимандрит Рафаил Карелин, основываясь на чем я и "навесил ярлык" на Оригена:

Ориген (около 185–254) родился в Александрии и получил блестящее образование. Отец его стал христианским мучеником, когда сыну было семнадцать лет. Ориген хотел последовать отцу, но мать не дала ему это сделать. Ревность о Боге сжигала Оригена: он стал много поститься, мало спал, ходил босой и даже оскопил себя, чтобы избежать соблазнов. В восемнадцать лет Ориген сделался наставником в огласительном училище, которое стало при нем подлинным интеллектуальны м раем, по словам учившегося в нем свт. Григория Неокесарийского . Во время гонения на христиан в 216 г. Ориген нашел убежище в Палестине, где устроил такое же училище, «Александрию в миниатюре», но был отозван на родину. В 231 г. в Кесарии Палестинской был рукоположен в сан священника, однако рукоположение это было опротестовано из-за его членовредительс тва, и Ориген был отлучен от Церкви. Ориген обладал чрезвычайным авторитетом, к нему приезжали издалека, чтобы только послушать его, и каждое его слово стенографировал ось. Во время гонений императора Декия Ориген в Тире был заключен в тюрьму. Его держали с железными цепями на шее или по несколько дней растянутым на орудии пыток, но от веры христианской он не отрекся и был выпущен из тюрьмы, после чего вскоре умер. Почти через 300 лет после этого он был обвинен в десяти ересях на Поместном Константинополь ском Соборе (543) и предан анафеме в 553 г. на V Вселенском Соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими сожжению. Во многих случаях идеи Оригена стали классическими для христианского богословия, но, с другой стороны, ряд из них послужил питательной почвой для множества разных ересей, начиная с арианской. В корне ошибочным было его учение о Боге, о Христе как «твари», о «душе Христа», о предсуществован ии душ и их переселении, о грехе, смерти, о спасении всех, в том числе и диавола. Таинства Церкви он понимал чисто символически, Священное Писание толковал аллегорически, до полного пренебрежения его историческим смыслом.
Цитировать
Anton
#7 Anton 16.11.2010 11:57
Уважаемые Отцы, я обязательно ознакомлюсь глубже с трудами Оригена, за исключением его "ошибок", и попробую найти Истину.

Спасибо, что нашли время чтобы ответить на мое недоумение, но я высказываю его исключительно из-за того, что боюсь впасть в неверное учение. Так же я хочу знать больше о Православии, и думаю, что Вы любезно не будете гневаться на мои глупые ошибки.
Цитировать
прот.А.Угольков
#6 прот.А.Угольков 16.11.2010 00:01
Цитирую Anton:
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия.



Не хочу высказываться на тему личности Оригена, так как о.Александр привел достаточна обширные ссылки, но призываю Вас, Антон, не спешить навешивать ярлыки на все явления нашей жизни, да еще подписывать их от лица всего Православия.
Цитировать
Протоиерей Александр
#5 Протоиерей Александр 15.11.2010 23:11
Цитирую Anton:
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия, и однозначно отдаю себе отчет в том, что Вы знаете больше меня. Но Ориген это еретик, с его учением апокатастасиса и предсуществованием душ. Кроме того Ориген (насколько мне известно) при жизни сам нанес себе членовредительство оскопив себя. Так что, возможно Ориген и внес свой вклад в Православную мысль, но я был научен тому что он еретик и учение его еретическое, если я заблуждаюсь, опровергните меня и скажите что мне почитать, чтобы в этом удостоверится.

Он стремился возбудить и развить не только эту [высшую] сторону моей души, правильная постановка которой принадлежит одной только диалектике, но также и низшую часть души: я был изумлен величием и чудесами, а также разнообразным и премудрым устройством мира, и я дивился, хотя и без разумения, и совершенно поражен был глубоким благоговением, но, подобно неразумным животным, не умел ничего объяснить; так он возбуждал и развивал во мне эту способность другими отраслями знаний, именно посредством естественных наук он объяснил и исследовал каждый предмет в отдельности... до тех пор, пока... не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому возвышенному и божественному знанию научает возлюбленнейшая для всех физиология. Что же я должен сказать о священных науках — всем любезной и бесспорной геометрии и парящей в высотах астрономии?.. Он через обе эти названные науки, как бы посредством лестницы, возвышающейся до небес, делал для меня доступным небо...
...Он сам истолковывал пророческие вещания и изъяснял то, что было темным и загадочным, какого много в священных изречениях... Он прояснял и выводил на свет, встречалось ли что–нибудь загадочное, потому что он был способным и в высшей степени проницательным слушателем Божиим... [и] потому что Первовиновник всех этих изречений, Который вещал... пророкам и внушал все пророчества и таинственные и божественные речи, так почтил его, как друга, и поставил истолкователем их. Что Он через других сообщал только в неясных намеках, то чрез сего мужа сделал предметом обучения... Этот величайший дар имеет от Бога сей муж, получивший с неба и превосходнейший жребий быть истолкователем божественных слов людям, воспринимать божественное как бы из уст Божиих и изъяснять людям, как это доступно для человеческого слуха...
..Подобно искре, попавшей в самую душу мою, возгорелась и воспламенилась моя любовь как к священному, достойнейшему любви самому Слову, Которое в силу Своей неизреченной красоты привлекательнее всего, так и к сему мужу, Его другу и глашатаю...

Знаете, Антон, кто автор? -Святитель Григорий Неокессарийский ..
Ориген был богословом–сист ематиком, создавшим монументальный труд «О началах» — первое в истории христианства систематическое изложение догматов Церкви. Кроме того, он был крупнейшим в истории Церкви экзегетом Священного Писания, истолковавшим — с использованием традиционного для Александрии аллегорического метода — все книги Ветхого и Нового Заветов. Ориген положил начало тому, что впоследствии, много столетий спустя, выросло в отдельную отрасль библейской науки — так называемую «библейскую критику»: он подготовил первое известное истории научное издание Библии, в котором в шести параллельных столбцах были помещены различные греческие переводы Ветхого Завета (т. н. «Гекзаплы»). Ориген был великим церковным апологетом, автором знаменитого труда «Против Цельса», в котором христианская апологетика поднялась на новый, неведомый до Оригена уровень. Ориген был энциклопедическ и образованным человеком, владевшим всем арсеналом светской науки, в совершенстве изучившим античные философские системы. Наконец, Ориген был выдающимся духовным руководителем, оказавшим огромное духовно–нравств енное влияние на своих современников.
А это Митрополит Иларион Алфеев..
Они вместе со мной не знают "куда завели мысли Оригена"?
P.S.
Антон, я не призываю никого молиться Оригену, а просто хочу показать высоту, веру этого человека. Надо отдать должное человеку, отдавшего всю свою жизнь Церкви.. А заблуждения даже у Святых отцов встречались.
Да и мы....разве всегда Право мыслим и живем?...
Цитировать
Anton
#4 Anton 15.11.2010 22:51
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия, и однозначно отдаю себе отчет в том, что Вы знаете больше меня. Но Ориген это еретик, с его учением апокатастасиса и предсуществован ием душ. Кроме того Ориген (насколько мне известно) при жизни сам нанес себе членовредительс тво оскопив себя. Так что, возможно Ориген и внес свой вклад в Православную мысль, но я был научен тому что он еретик и учение его еретическое, если я заблуждаюсь, опровергните меня и скажите что мне почитать, чтобы в этом удостоверится.
Цитировать
Протоиерей Александр
#3 Протоиерей Александр 15.11.2010 22:10
Цитирую Anton:
Статья хорошая, захватывающая, только вот не могу согласиться с тем что "Ориген был великим апологетом древности", потому как может он и был великим мыслителем, но мысли его известно куда завели.

Антон, заслуги Оригена неоценимы: не было бы Оригена, не было бы ни Каппадокийцев ни Григория Нисского. А кто впервые применил философские термины к Троической терминологии - Ориген, а какова была его жизнь! Не зря предание называет его Адамантовым. Я подтвержу: Ориген ВЕЛИКИЙ апологет древности!!! Антон, потрудитесь, почитайте его труд "против Цельса"...
Я не знаю куда завели его мысли... знаю что он дал толчок Александрийской школе богословия, я знаю что он был непревзойденным собирателем текстов Священного Писания (гекзаплы), я восхищаюсь его плодотворностью и любовью к Церкви...а ошибался даже сам Григорий Нисский, Но я не знаю...чем он так обидел Императора Юстиниана, спустя три века после своей. я ЗНАЮ ЧТО ЖИЛ ОН КАК СВЯТОЙ И УМЕР КАК МУЧЕНИК ЗА ВЕРУ ВО ХРИСТА.
Цитировать
р.Б.Алексей
#2 р.Б.Алексей 15.11.2010 20:49
Очень серьезное и зрелое богословское исследование. Спаси Господи, отец Александр!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...