Святоотеческая мысль о власти и государстве и ее развитие в истории обществаВзяв смелость опубликовать сей труд, хочу сразу предостеречь читателя: не всем будет интересен этот текст, кому-то он покажется скучен, но некоторым, надеюсь будет интересна эта тема. .

 

 

Введение 

Приступая к анализу святоотеческой литературы об отношении ее к государственной власти, и, соответственно, к государственному праву, необходимо поставить некоторые рамки, дабы определиться, кого именно мы именуем  Святыми отцами. Наука, которая изучает святоотеческие творения, называется Патрология.

Со стороны формы церковная письменность изучается как всякий литературный памятник, на основе обычных принципов историко?литературного исследования: определяется объем рассматриваемой литературы, время ее возникновения, устанавливается подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста.

Для верного понимания произведений церковной литературы нужно изучить условия и обстановку, в которых они возникли, в частности.ознакомиться с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и влияниями, под которыми они находились. Это задача церковно?историческая. В связи с этим при изучении каждого писателя выделяются три главных момента: 1) биографический (жизнь его), 2) библиографический (творения) и 3) систематический (воззрения).

На протяжении многих веков существования Христианской церкви существовало множество авторов, которые претендовали на истинность, или хотя бы признания своих текстов теми или иными церковными общинами, однако далеко не всех их можно назвать Святыми отцами. Характеристика этого термина делится на три признака:

Первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни.  Круг церковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким?либо хронологическим порядком. (Здесь кроется важное отличие Византийской традиции от Римской, которая признает, что святые отцы были только в древности.) Жизнь Церкви едина во все периоды ее истории, и потому всегда возможно достижение состояния святости ее членами, сочинения которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследования и изучения.

Второй признак — чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство  творений св. отцов.

Третий признак — свидетельство Церкви. Оно является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия.

Часто эти признаки называются латинскими терминами: sanctitasvitae, Sanctitasdoctrinae, declaratioEcclesiae.[1] 

Весьма важно выделить следующие периоды, стоящие в связи с историческими условиями жизни Церкви, во многом по влиявшими на содержание этих творений:

1) доникейский период (до I–го Вселенского Собора), т.е. первые три века христианства;

2) Церковь Западной империи

3) Церковь Византии.

По отношению к государству и праву эти периоды также весьма различны. Первый, доникейский, можно охарактеризовать как период зарождения церковной догматики, и следовательно, ее отношению к государству.

Второй и третий периоды не разделены хронологически.Весьма значимой исторической точкой  можно назвать Миланский Эдикт 312-313 года, который устанавливает, так называемый паритет, равенство всех религий и свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии. Этот документ, составленный императорами Константином и Ликиниемвскоре поставил христианство в разряд Государственной религии, что надолго обуславливало на некоторых исторических этапах даже некоторое сращение церковного и государственного законодательства.

Постановка проблемы "Церковь и государство" отнюдь не была новой, ибо уже Христос и св. Апостол Павел указали кратко на ее решение. Для них само собой разумелось, что "государство, чтобы избегнуть бесполезной борьбы с Церковью, должно в своих распоряжениях о временной пользе человека иметь в виду вечное его спасение и конечную цель его бытия, должно руководствоваться законом высшей правды и истины."[2]

 

Комментарии  

Протоиерей Александр
#11 Протоиерей Александр 09.12.2010 23:46
Цитирую rio43:
Я полностью согласен с Антоном! Уважаемые Отци прокомментируйте, будте любезны, мнение об Оригене Архимандрита Рафаила Карелина. А то интересно получается! На 5 ом вселенском соборе его анафемствовали, а по вашим словам он очень даже хороший!!!

Вот приведенная цитата Архимандрита Рафаила: Цитата:
Во многих случаях идеи Оригена стали классическими для христианского богословия, но, с другой стороны, ряд из них послужил питательной почвой для множества разных ересей, начиная с арианской. В корне ошибочным было его учение о Боге, о Христе как «твари», о «душе Христа», о предсуществован ии душ и их переселении, о грехе, смерти, о спасении всех, в том числе и диавола. Таинства Церкви он понимал чисто символически, Священное Писание толковал аллегорически, до полного пренебрежения его историческим смыслом.
Так вот никто этого не отрицает, но нельзя и отвергать заслуг Оригена перед богословием. Споры о причинах анафематствования Оригена до сих пор идут в богословских кругах...
Обратите особо внимание даже на этот пункт:Цитата:
Во время гонений императора Декия Ориген в Тире был заключен в тюрьму. Его держали с железными цепями на шее или по несколько дней растянутым на орудии пыток, но от веры христианской он не отрекся и был выпущен из тюрьмы, после чего вскоре умер.
О каких качествах это говорит?
да и осудили его аж через триста лет.
Однако уважая труды Оригена нельзя отрицать того, что многие его мнения были анафематствован ы V Вселенским собором: В частности, неприемлемой для православной веры стала мысль о будущем всеобщем восстановлении (апокатастасис).
Я к тому, что он и пользу принес Церкви, но никто не призывает ему молиться.
Цитировать
rio43
#10 rio43 28.11.2010 18:32
Я полностью согласен с Антоном! Уважаемые Отци прокомментируйт е, будте любезны, мнение об Оригене Архимандрита Рафаила Карелина. А то интересно получается! На 5 ом вселенском соборе его анафемствовали, а по вашим словам он очень даже хороший!!!
Цитировать
Фиалка
#9 Фиалка 21.11.2010 14:17
Отличная статья, спасибо большое.
Цитировать
Anton
#8 Anton 16.11.2010 12:03
Вот что пишет об Оригене Архимандрит Рафаил Карелин, основываясь на чем я и "навесил ярлык" на Оригена:

Ориген (около 185–254) родился в Александрии и получил блестящее образование. Отец его стал христианским мучеником, когда сыну было семнадцать лет. Ориген хотел последовать отцу, но мать не дала ему это сделать. Ревность о Боге сжигала Оригена: он стал много поститься, мало спал, ходил босой и даже оскопил себя, чтобы избежать соблазнов. В восемнадцать лет Ориген сделался наставником в огласительном училище, которое стало при нем подлинным интеллектуальны м раем, по словам учившегося в нем свт. Григория Неокесарийского . Во время гонения на христиан в 216 г. Ориген нашел убежище в Палестине, где устроил такое же училище, «Александрию в миниатюре», но был отозван на родину. В 231 г. в Кесарии Палестинской был рукоположен в сан священника, однако рукоположение это было опротестовано из-за его членовредительс тва, и Ориген был отлучен от Церкви. Ориген обладал чрезвычайным авторитетом, к нему приезжали издалека, чтобы только послушать его, и каждое его слово стенографировал ось. Во время гонений императора Декия Ориген в Тире был заключен в тюрьму. Его держали с железными цепями на шее или по несколько дней растянутым на орудии пыток, но от веры христианской он не отрекся и был выпущен из тюрьмы, после чего вскоре умер. Почти через 300 лет после этого он был обвинен в десяти ересях на Поместном Константинополь ском Соборе (543) и предан анафеме в 553 г. на V Вселенском Соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими сожжению. Во многих случаях идеи Оригена стали классическими для христианского богословия, но, с другой стороны, ряд из них послужил питательной почвой для множества разных ересей, начиная с арианской. В корне ошибочным было его учение о Боге, о Христе как «твари», о «душе Христа», о предсуществован ии душ и их переселении, о грехе, смерти, о спасении всех, в том числе и диавола. Таинства Церкви он понимал чисто символически, Священное Писание толковал аллегорически, до полного пренебрежения его историческим смыслом.
Цитировать
Anton
#7 Anton 16.11.2010 11:57
Уважаемые Отцы, я обязательно ознакомлюсь глубже с трудами Оригена, за исключением его "ошибок", и попробую найти Истину.

Спасибо, что нашли время чтобы ответить на мое недоумение, но я высказываю его исключительно из-за того, что боюсь впасть в неверное учение. Так же я хочу знать больше о Православии, и думаю, что Вы любезно не будете гневаться на мои глупые ошибки.
Цитировать
прот.А.Угольков
#6 прот.А.Угольков 16.11.2010 00:01
Цитирую Anton:
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия.



Не хочу высказываться на тему личности Оригена, так как о.Александр привел достаточна обширные ссылки, но призываю Вас, Антон, не спешить навешивать ярлыки на все явления нашей жизни, да еще подписывать их от лица всего Православия.
Цитировать
Протоиерей Александр
#5 Протоиерей Александр 15.11.2010 23:11
Цитирую Anton:
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия, и однозначно отдаю себе отчет в том, что Вы знаете больше меня. Но Ориген это еретик, с его учением апокатастасиса и предсуществованием душ. Кроме того Ориген (насколько мне известно) при жизни сам нанес себе членовредительство оскопив себя. Так что, возможно Ориген и внес свой вклад в Православную мысль, но я был научен тому что он еретик и учение его еретическое, если я заблуждаюсь, опровергните меня и скажите что мне почитать, чтобы в этом удостоверится.

Он стремился возбудить и развить не только эту [высшую] сторону моей души, правильная постановка которой принадлежит одной только диалектике, но также и низшую часть души: я был изумлен величием и чудесами, а также разнообразным и премудрым устройством мира, и я дивился, хотя и без разумения, и совершенно поражен был глубоким благоговением, но, подобно неразумным животным, не умел ничего объяснить; так он возбуждал и развивал во мне эту способность другими отраслями знаний, именно посредством естественных наук он объяснил и исследовал каждый предмет в отдельности... до тех пор, пока... не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому возвышенному и божественному знанию научает возлюбленнейшая для всех физиология. Что же я должен сказать о священных науках — всем любезной и бесспорной геометрии и парящей в высотах астрономии?.. Он через обе эти названные науки, как бы посредством лестницы, возвышающейся до небес, делал для меня доступным небо...
...Он сам истолковывал пророческие вещания и изъяснял то, что было темным и загадочным, какого много в священных изречениях... Он прояснял и выводил на свет, встречалось ли что–нибудь загадочное, потому что он был способным и в высшей степени проницательным слушателем Божиим... [и] потому что Первовиновник всех этих изречений, Который вещал... пророкам и внушал все пророчества и таинственные и божественные речи, так почтил его, как друга, и поставил истолкователем их. Что Он через других сообщал только в неясных намеках, то чрез сего мужа сделал предметом обучения... Этот величайший дар имеет от Бога сей муж, получивший с неба и превосходнейший жребий быть истолкователем божественных слов людям, воспринимать божественное как бы из уст Божиих и изъяснять людям, как это доступно для человеческого слуха...
..Подобно искре, попавшей в самую душу мою, возгорелась и воспламенилась моя любовь как к священному, достойнейшему любви самому Слову, Которое в силу Своей неизреченной красоты привлекательнее всего, так и к сему мужу, Его другу и глашатаю...

Знаете, Антон, кто автор? -Святитель Григорий Неокессарийский ..
Ориген был богословом–сист ематиком, создавшим монументальный труд «О началах» — первое в истории христианства систематическое изложение догматов Церкви. Кроме того, он был крупнейшим в истории Церкви экзегетом Священного Писания, истолковавшим — с использованием традиционного для Александрии аллегорического метода — все книги Ветхого и Нового Заветов. Ориген положил начало тому, что впоследствии, много столетий спустя, выросло в отдельную отрасль библейской науки — так называемую «библейскую критику»: он подготовил первое известное истории научное издание Библии, в котором в шести параллельных столбцах были помещены различные греческие переводы Ветхого Завета (т. н. «Гекзаплы»). Ориген был великим церковным апологетом, автором знаменитого труда «Против Цельса», в котором христианская апологетика поднялась на новый, неведомый до Оригена уровень. Ориген был энциклопедическ и образованным человеком, владевшим всем арсеналом светской науки, в совершенстве изучившим античные философские системы. Наконец, Ориген был выдающимся духовным руководителем, оказавшим огромное духовно–нравств енное влияние на своих современников.
А это Митрополит Иларион Алфеев..
Они вместе со мной не знают "куда завели мысли Оригена"?
P.S.
Антон, я не призываю никого молиться Оригену, а просто хочу показать высоту, веру этого человека. Надо отдать должное человеку, отдавшего всю свою жизнь Церкви.. А заблуждения даже у Святых отцов встречались.
Да и мы....разве всегда Право мыслим и живем?...
Цитировать
Anton
#4 Anton 15.11.2010 22:51
Странно, что Вы не знаете куда завели мысли Оригена и что такое оригеническая ересь.

Я не претендую на роль Профессора Православия, и однозначно отдаю себе отчет в том, что Вы знаете больше меня. Но Ориген это еретик, с его учением апокатастасиса и предсуществован ием душ. Кроме того Ориген (насколько мне известно) при жизни сам нанес себе членовредительс тво оскопив себя. Так что, возможно Ориген и внес свой вклад в Православную мысль, но я был научен тому что он еретик и учение его еретическое, если я заблуждаюсь, опровергните меня и скажите что мне почитать, чтобы в этом удостоверится.
Цитировать
Протоиерей Александр
#3 Протоиерей Александр 15.11.2010 22:10
Цитирую Anton:
Статья хорошая, захватывающая, только вот не могу согласиться с тем что "Ориген был великим апологетом древности", потому как может он и был великим мыслителем, но мысли его известно куда завели.

Антон, заслуги Оригена неоценимы: не было бы Оригена, не было бы ни Каппадокийцев ни Григория Нисского. А кто впервые применил философские термины к Троической терминологии - Ориген, а какова была его жизнь! Не зря предание называет его Адамантовым. Я подтвержу: Ориген ВЕЛИКИЙ апологет древности!!! Антон, потрудитесь, почитайте его труд "против Цельса"...
Я не знаю куда завели его мысли... знаю что он дал толчок Александрийской школе богословия, я знаю что он был непревзойденным собирателем текстов Священного Писания (гекзаплы), я восхищаюсь его плодотворностью и любовью к Церкви...а ошибался даже сам Григорий Нисский, Но я не знаю...чем он так обидел Императора Юстиниана, спустя три века после своей. я ЗНАЮ ЧТО ЖИЛ ОН КАК СВЯТОЙ И УМЕР КАК МУЧЕНИК ЗА ВЕРУ ВО ХРИСТА.
Цитировать
р.Б.Алексей
#2 р.Б.Алексей 15.11.2010 20:49
Очень серьезное и зрелое богословское исследование. Спаси Господи, отец Александр!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...