Прежде всего хотелось бы отрешить читателя от раскрученного медийного слова, - “экзорцизм». Ничего против самого слова, - оно правильное, - но известное широкому обществу по фильмам и рассказам о «добрых колдуньях», может отвести от правильного его понимания. В первую очередь очень не хотелось бы делать из этой темы шоу, - это серьезные, трагические и довольно опасные вещи, - в том числе и для наблюдающих за процессом.

 



Итак, возможность присутствие иных духов (иного сознания) в человеке вовсе не шутка, не выдумка, но объективная реальность. Об этом много говорится в Священном Писании. Христос и Его апостолы изгоняют бесов, - эти моменты нередко встречаются житийной литературе, мы слышим о них и сейчас. Таким образом, - и из учения церковного, и из практики возможность обитания в человеческом теле другого сознания, - вполне реальные вещи. Необходимо сделать важный комментарий: беснование вовсе не однородное явление. По личным наблюдениям разделяю его на две отличные разновидности: беснование и одержимость. Сходные по сути и иногда по признакам явления, представляют собой диаметрально противоположное   отношение человеческой личности к ситуации. Одержимостью можно назвать состояние, когда человеческая душа и некий дух, обитающий в теле, являют собой симбиотическое сожитие.  То есть состояние вполне устраивает человека. И зачастую он даже знает про это. Иные из таковых пользуются «плодами» подобного симбиоза, - внезапно открывшиеся «дары» приносят порой хорошую материальную компенсацию за «аренду жилплощади». Конечно, - в обмен на свою бессмертную душу. Страшно то, что одержимость может никак не проявляться по внешним признакам. Есть признак косвенный, но важный, - действия такого человека всегда несут зло для окружающих и контактирующих с ним, -  хотя внешне человек может быть гениальным артистом, телеведущим, и даже талантливым музыкантом.

Вторая группа, - собственно бесноватые. К ним отнесем тех, которые знают про свою ситуацию, но активно ей сопротивляются. Вот как раз эта группа и проявляется во внешних выражениях, - иногда довольно страшных. Будучи еще студентом Московских духовных школ помню, когда на Афонское подворье в Москве привозили Честную главу Великомученика и целителя Пантелеимона, был шокирован увиденным случаем: сухонькая бабулечка стоит в очереди, и когда перед ней остается человека два, бабушка вдруг начинает кричать мужским громким голосом: «Зачем ты меня сюда притащила!!!» К бабушке подходят два крепких пономаря, однако она спокойно раздвигает руки, и ребята в буквальном смысле едут по полу. Тогда этот случай произвел на меня впечатление. Потом уже встречались вещи и посерьезнее.

Должен рассказать еще об одной группе, - но ее наличие скорее уже вопрос психиатрии. Есть лица, - в основном женского пола, которые по какой-то причине пародируют бесноватых. Они кричат в «нужные» моменты во время Литургии, изображают то животных, то совершенно других лиц. Это явление получило название кликушества, - а приверженных к нему называют кликушами. Для чего они это делают? - вопрос к специалистам из другой области, - коллегам Петра Петровича Кащенко.

Насчет самого действия изгнания бесов. Всегда следует искать причину. Она может быть разной, - либо личный грех самого человека, - иногда одержимость его родственников (бабушек, дедушек и проч.) Восемь лет назад у нас в соборе был такой случай. Эта была красивая девушка 16 лет. Беснование у нее проявлялось очень ярко. В эти моменты даже менялся цвет глаз, - исчезали зрачки и глаза становились какого-то серо-фиолетового цвета. Это не шутки и не выдумки: многие свидетели этого события и сейчас служат в храме. Имеется подтверждение и другого рода. В состоянии активного беснования девушка рисовала очень странные картинки, причем необычным способом: она практически не смотрела на бумагу, и, подобно принтеру, без отрыва от карандаша запечатлевала странные вещи, видимые только ей самой. Когда же приходила в себя, - всегда плакала и состояние свое описывала примерно так: «моя душа находилась как будто в маленькой клетке в груди, меня там заперли, и я со стороны смотрела на происходящее, не могла ничего с собой поделать». Причина этого была следующая: дедушка этой девушки был потомственный «колдун», - как он сам себя именовал, однако она в свое время не пожелала принять от него этот «бесценный дар». Возможно, если бы она согласилась, то стала бы очередной «великой целительницей» или даже «провидицей». В таком случае это состояние бы называлось «одержимость». Ее бы тогда не трясло и не кидало, и вела бы она вполне обычную жизнь, получая хорошие деньги за свой дар. Но она выбрала борьбу. Бесы такого не прощают. Вышел ли из нее бес? Точного ответа дать не могу, - дальше дело было за ней самой, тем не менее приступы прекратились. Однако совершаемые над девушкой молитвы не являлись отчиткой. Над ней просто повторили Запрещательные молитвы из чина Оглашения, которые прочитываются при Крещении над каждым христианином. Об отчитке чуть позже.

Каждый христианин, сталкивающийся с такой ситуацией, должен хорошо усвоить слова Христа: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). У евангелиста есть и другой интересный текст: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;   тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.» (Мф. 14: 43-45) Настоящий дом бесов – не пустыня, а сердца человеческие. Бес возвращается с множеством своих приятелей. Однако кроме буквального значения эта фраза имеет еще и иносказательное: Это еще и притча о судьбе Израиля. Он был избавлен от язычества. Бог через Моисея и других великих пророков вымел его «дом» от идолов и бесов, чтобы вселиться в него. Но Израиль остался беспечным и отверг Бога во Христе. И это не могло пройти бесследно.

Также имеется непонятная тенденция, когда приходят люди и сразу ищут священника, «дабы изгнал беса» из их дочери (сына, тестя, мужа, отца, внука, - нужное подчеркнуть). Должен отметить, что явные случаи беснования встречаются крайне редко, - это особое попущение Божье. А когда люди не пытаются в своей жизни соблюсти Евангелие, - тогда никакие обряды не помогут. Совет тут один, - ПОКАЯНИЕ! И участие в таинствах церковных, - Исповеди, Причащении, и Соборовании. Но главное это поглядеть внутрь себя, - возможно причина в образе жизни, - измени ее и не надо тратить деньги, ехать к отцу Герману в Лавру или в прочие места. Тем не менее святые места порой очень сильно помогают человеку избавиться, отстать от греховного образа мысли и, как следствие, - от греховной жизни.

Важными молитвами считаются Запрещательные молитвы из чина Оглашения. Они, как сказано выше, читаются священником при совершении Таинства Крещения. В требнике есть запрещательная молитва Святого Василия Великого. Да и вообще любое воздыхание к Богу, в соединении с сердцем, - приносит помощь. Если внимательно прочитывать Отче наш, - то там все есть! «…но избави нас от лукавого…», - разве это не молитва, избавляющая от бесовского влияния? К тому же ее дал сам Господь.

Но вот собственно говоря отчиткой принято называть несколько другое. В практике это особый молебен, - «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых». Существует куда менее распространенное   чинопоследование из требника, составленного митрополитом Петром Могилой.

Кто может совершать отчитку? Лаодикийский собор (364 год) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (Правило 26). Следовательно священнослужитель должен на это иметь благословение от Правящего архиерея. Как правило это монахи.  Не оттого, - что у монахов больше власти над бесами, а по той причине, что у монаха нет семьи и детей, и бесам не на ком будет отыграться. Однако и тут не все так просто.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин определенно говорит: "А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит в XIV веке, пишет еп. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" , а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ex opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов,  рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований"

Этот же святитель пишет:  "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом отвечал словами из Евангелия: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5:16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17:21) (Вопрос 673)

Вообще крайне опасно магическое отношение христиан к каким-либо действиям. Приведенные высказывания святых отцов красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых. А магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.Страшно, когда веру пытаются облечь в современную медийную оболочку и преподносят по потребительским законам. Да что там! Весьма распространенное к сожалению, и магическое отношение даже к Таинству Крещения! Когда ни родителям, ни крестным, ни порой крещаемому совершенно не интересно что с ним происходит, непонятна и неважна Христова Жертва. А надо начинать с этого, - и ни в каких отчитках тогда не будет нужды.

Величайшее искушение для человека - "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи - своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фес. 2:3,8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств .


Протоиерей Александр Суворов.



 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - М., 1993. - С. 445.
  Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С.-Пб.,1905. Reprint  Т. 1. -С. 274.
  Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб.,1905.Reprint  Т. 1. -С. 72
  Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. -С. 416.
  Осипов А.И., профессор МДА. Православная беседа, № 1, 2000

Комментарии  

Наташа
#2 Наташа 22.10.2016 00:40
На самом деле очень серьёзная тема.
Да избави нас от лукавого...
Спаси Господи, отец Александр
Цитировать
Йоган Вайс
#1 Йоган Вайс 12.10.2016 22:37
Хорошая как всегда статья! только вот концовка слегка скомкана,а помните как Паисий Святогорец говаривал--

— А если человек где-то высказал свой добрый помысл, то может ли диавол его подслушать и потом искушать этого человека?

— Как же он подслушает, если в сказанном нет ничего от диавола? Однако, если человек высказал свой помысл с тем, чтобы погордиться, то диавол вмешается. То есть, если у человека есть предрасположенн ость к гордости и он гордо заявляет: «Я пойду и спасу того-то!», то диавол подключится к делу. В этом случае диавол будет знать о его намерении, тогда как если человек побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом не знает. Необходимо внимание. Это дело очень тонкое. Недаром Святые Отцы называют духовную жизнь «наукой из наук».

— Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?

— У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.

У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни — топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение — это то, что делает диавола калекой
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 25.12.2016 23:39
    Мне тяжело дался этот Доклад.... Почему? Признаюсь, - я по-человечески боюсь 2017-го года. Осмысление ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:49
    Порой складывается ощущение, что этот винегрет в головах последние лет 25-30 поддерживается сознательно ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:16
    Благодарю отец Александр за такую статью! Хочется выразить свое мнение, но система ругается, что ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 20.12.2016 21:14
    Всегда с интересом читаю интервью с епископом Геннадием. Вот из последних ...

    Подробнее...