Памятка православного христианина: Великий пост и Литургия Преждеосвященных ДаровВ текущем году по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра издательским и информационным отделами Казахстанского Митрополичьего округа были подготовлены две брошюры, рассказывающие о Великом посте и Литургии Преждеосвященных Даров.

 


Это не подробный рассказ, а лишь краткие сведения, которые могут помочь тем, кто только начинает соблюдать Великий пост.
Для тех, кто давно знаком с великопостным богослужением, данные тексты будут подспорьем в катехизаторской деятельности среди своих родных и близких.
 
С уважением, протоиерей Евгений Иванов, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа

 


 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

2015

Памятка

православного христианина

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТОВ

Постные дни и периоды установлены Цер­ковью для упражнения верующих в воздержа­нии; пост является существенным пособием для духовной жизни, способствующим подчинению души и тела духу, а через это - Богу.

Вопреки распространенному мнению, пост не ограничивается отказом от определен­ных видов пищи. Такое воздержание – всего лишь средство; в дни поста главное – очистить свою душу, ослабить воздействие на нее страст­ных помыслов и греховных привычек, а телес­ное воздержание должно способствовать этому, дисциплинируя нашу волю и напоминая нам об особой важности дней поста. Кроме того, во время поста следует воздерживаться от развле­чений, увеселений; естественно, и употребле­ние постной пищи по своему количеству должно быть умеренным и разумным. Соблюдение поста именуется также говением.

Телесный пост может быть строгим и не­строгим. Строгий пост предписывает воздержа­ние от мяса, молока, яиц и рыбы (в том числе и в составе различных блюд), при нестрогом по­сте рыба разрешается. В некоторые дни строгого поста церковный устав полагает вкушать пищу, приготовленную без использования рас­тительного масла - хотя эта практика сейчас бо­лее уместна для монастырской трапезы, чем для жизни простого мирянина.

Посты бывают однодневными и много­дневными. К однодневным постам относятся дни Крещенского сочельника (18 января), Усек­новения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), а также все среды и пятницы в течение года, кроме приходящихся на Святки (с 8 по 17 января) и сплошные седмицы (так называются недели без однодневных постов). К сплошным седмицам относятся: седмица мытаря и фарисея - от Недели мытаря и фарисея до Недели о блудном сыне; сырная седмица (масленица) - неделя перед началом Великого Поста, от Недели сыропустной до Прощеного воскресенья (на масленицу уже не вкушается мясо, остальное же в среду и пятницу разрешается); Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи; Тро­ицкая седмица - неделя после праздника Святой Троицы. Все однодневные посты - строгие.

Многодневных постов в церковном году четыре: Великий, Петров, Успенский и Рожде­ственский. Великий и Успенский посты - стро­гие. Петров и Рождественский - нестрогие, то есть в их продолжение, за исключением сред и пятниц, разрешается рыба. Окончание много­дневных постов приходится на Пасху или празд­ники, от которых они и получили свое наиме­нование; верующие, посетив праздничное богослужение, вернувшись домой в первый раз вкушают скоромную пищу - разговляются.

Говоря о соблюдении постов, следует пом­нить слова святых отцов Церкви: «Мы - не телоубийцы, а грехоубийцы», то есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи и именно с ними бороться всеми средствами, в том числе и телесным воздержанием. Поэтому верующие, которые по болезни или иным уважительным причинам не могут в полноте соблюдать пост, должны проводить постные дни разумно, не принося себе вреда неумеренными ограниче­ниями. В этом случае неполное соблюдение те­лесного поста должно быть компенсировано усиленным прохождением поста духовного (молитвой, чтением Священного Писания и творений святых отцов Церкви, воздержанием от развлечений, увеселений и т.п.). Лучше всего обсудить такой вопрос со священником, который посоветует вам разумное решение. Однако и в данном случае, приходя на исповедь, следует обязательно об этом вспом­нить и принести покаяние в нарушении поста - хотя бы и по уважительным обстоятельствам.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Великий пост предваряют подготовительные воскресенья и седмицы: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О Страшном Суде» или «мясопустная», «Воспоминание Адамова изгнания» или «сыропустная». Богослужениями подготовительных недель Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В первое подготовительное воскресенье за Литургией читается евангельская притча «О мытаре и фарисее» (Евангелие от Луки: 18 глава, стихи с 10 по 14), отсюда и название недели. Примером мытаря и фарисея Сам Христос напоминает нам о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах начиная с этой приготовительной недели на воскресной утрени после чтения Евангелия исполняются умилительные тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. На спасения стези настави мя Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих,  очисти беззаконие мое.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти:  помилуй мя Боже по велицей Твоей милости.

Русский перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Покаяния врата отверзи мне, Податель жизни, ибо с рассвета стремится дух мой ко храму святому Твоему, нося весь оскверненный телесный храм. Но Ты, как сострадательный, очисти его благосердною Твоею милостью.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. На пути спасения направь меня, Богородица, ибо постыдными грехами я душу запятнал и легкомысленно растратил всю жизнь мою. Но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.

О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!».

Во второе подготовительное воскресенье за Литургией читается евангельская притча «О блудном сыне» (Евангелие от Луки: 15 глава, стихи с 1 по 32). Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником всяческих бедствий.

На воскресной утрене к полиелейным псалмам присоединяется умилительно-торжественное пение 136 псалма «На реках вавилонских». Церковь этими псаломскими стихами оплакивает человеческую душу, находящуюся в плену страстей и грехов, и призывает верующих к духовному освобождению.

Суббота перед третьим подготовительным воскресеньем, «мясопустная», является Вселенской родительской субботой - днем особого поминовения усопших. В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.

Третье подготовительное воскресенье посвящено воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде Божием над живыми и мертвыми и называется «О Страшном суде». За Литургией читается евангельское зачало, повествующее об этом великом и заключительном событии всей человеческой истории (Евангелие от Матфея: глава 25, стихи с 31 по 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы грешные люди не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Последняя подготовительная к Великому Посту седмица называется сырной, а в народе «масленицей». В эту седмицу в пищу употребляется молоко, сыр, масло, яйца, но исключается употребление мясных продуктов. В среду и пятницу сырной седмицы совершается богослужение по подобию великопостных.

В сырную субботу Святая Церковь молитвенно вспоминает святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших, примером которых укрепляет нас в духовном подвиге.

В последнее воскресенье пред Великим Постом воспоминается изгнание наших согрешивших прародителей из Рая. Также воскресный день, полагающий начало святой Четыредесятнице, называется Прощеным воскресеньем. Каждый из нас, следуя евангельскому призыву «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Евангелие от Марка: 11 глава, 25 стих), обязан вспомнить тех, кого обидел, кого огорчил, кому не помог в трудную минуту жизни, и не формально, а от всего сердца испросить прощения, и сам должен искренне простить ближнего.

Вечером в храмах, по окончании богослужения совершается Чин прощения. Все священнослужители и миряне испрашивают прощение друг у друга, и при пении пасхальных и великопостных стихир прикладываются к святым иконам, прося у Бога помощи на предстоящий подвиг поста.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим ввиду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея (Книга Исход, глава 34), пророка Илии (3 Книга Царств, глава 19), а главным образом — по примеру Господа Иисуса Христа (Евангелие от Матфея: 4 глава, 2 стих), постившегося сорок дней.

О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69-е правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I–ΙV веков.

Великий Пост начинается за семь недель до Пасхи и продолжается 40 дней (почти шесть недель) до Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим, поэтому в церковной литературе его часто называют Святой Четыредесятницей. Но после этого постный период не прекращается - за Великим Постом следует Страстная седмица, предваряющая праздник Пасхи: поэтому часто в обиходе, говоря о Великом Посте, подразумевают время Великого Поста и Страстной седмицы - до Пасхи (семь недель). На протяжении Великого Поста рыбу разрешается употреблять в пищу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Бо­городицы и Входа Господня в Иеруса­лим; в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Общее понятие о великопостном богослужении.

Богослужение Великого Поста представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность: царские врата открываются редко, светильники возжигаются только немногие, священнослужители облачаются в ризы траурные (темные), песнопений бывает мало, а слышится более чтение, многие молитвы сопровождаются земными поклонами, употребляется особый великопостный умилительно-печальный напев. И, прежде всего, не совершается самого торжественного христианского богослужения — полной Литургии — в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако, по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из книг Ветхого Завета – Бытия, Притч, пророка Исаии. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый часы - соединяются с вечерней.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого Поста за богослужением часто возглашается особая молитва, составленная отцом Церкви IV века преподобным Ефремом Сириным:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь.

Русский перевод: Господи и Владыка моей жизни! Избавь меня от духа праздности, беспечности, властолюбия и пустословия; но даруй мне, Твоему рабу, дух целомудрия, смирения, терпения и любви. О, Господи, Царь мой! Дай мне видеть собственные грехи, а другого не осуждать, потому что Ты благословен в вечные века. Аминь.

Молитва святого Ефрема Сирина совершается либо только с земными, либо с земными и поясными поклонами. [Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения; при земном поклоне верующий крестится, становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает]. В первом случае 3 земных поклона совершаются молящимися вместе со священником после возглашения им каждой из трех фраз молитвы. Во втором же случае после этих 3-х поклонов, верующие совершают еще 12 поясных поклонов, произнося при каждом: «Боже, милостив буди мне грешному», а затем еще раз священником читается вся молитва с одним общим земным поклоном.

Великое повечерие

На первой седмице (неделе) Великого поста, в понедельник, вторник, среду и четверг совершается особое богослужение – Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть начинается троекратным призывом: «Приидите, поклонимся». По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь, рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа сделать его мирным и безмятежным. Вторая часть Великого повечерия по своему составу — покаянная. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых покаянных псалмах и тропарях. Третья часть Великого повечерия состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим и называется хвалебной. Завершается Великое повечерие молитвой святого Ефрема Сирина, ектенией и особой молитвой священника, в которой испрашивается от Господа прощение грехов.

 

Великий покаянный канон Андрея Критского

«Преизряднейший таинник покаяния», как называет Святая Церковь творца Великого канона святителя Андрея Критского, собрал в этом произведении воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова. Святитель Андрей излагает ключевые моменты библейского повествования в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждый из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

По всей справедливости бессмертное творение Критского архипастыря называется «канон покаянный» или «умилительный». В нем предлагаются христианам различные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них, раскрываются спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собран бесценный духовный опыт многих поколений с целью пробуждения души от греховного сна и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию.

Перед взором молящегося проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также достоинство и радость праведной жизни; вниманию кающегося предлагается вся священная история на примерах благочестия или нечестия ее деятелей, их обращений к Богу или нераскаянности в грехе.

Помимо примеров из священной истории творец канона указывает на живой образец самого крайнего нравственного падения и духовного восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, поется и читается по частям на Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста и затем полностью на утрени в четверг пятой седмицы.

По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими канонами. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Сначала он имел только 210 тропарей, со временем Церковь присоединила к ним еще 40 - в честь его составителя и в память преподобной Марии Египетской.

Таким образом, называясь Великим произведением по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражений, канон святителя Андрея Критского называется также Великим и по своей обширности (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более).

Литургия Преждеосвященных Даров

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Святых Христовых Таин. В ней слышен голос древнего предания Церкви, который говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни - причащаясь Тела и Крови Спасителя. Ибо Христос есть, по словам апостола Павла – «жизнь наша» (Послание апостола Павла к Колоссянам: 3 глава, 4 стих).

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной Литургии и сохраняемые в дарохранительнице в алтаре на престоле. Поэтому на этой Литургии не бывает приношения и освящения Святых Даров. Автором данного богослужения традиция называет римского святителя Григория Двоеслова, жившего в конце 6 начале 7 века.

Причиной первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров в Святую Четыредесятницу было то, что великопостные дни назначены для воздержания и покаяния, а потому служение в это время полной Литургии — самого торжественного и радостного богослужения — несовместимо со строгостью поста. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь установила причащение в дни Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением Святого Причастия не лишить нас Божественной благодати. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в дни великих святых, а также в четверг 5-й седмицы Поста и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Литургия Преждеосвященных Даров состоит из последования вечерни, так как в древности причащались вечером и в Святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, и Литургии – за исключением молитв освящения Даров, поскольку Дары уже освящены.

Эта Литургия имеет некоторые особенности. Вместо Апостола и Евангелия совершается чтение ветхозаветных книг – Бытия и Притчей. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к таинству Крещения. По окончании первого чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира.

После второго ветхозаветного чтения посреди храма начинается пение стиха из 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Во время пения совершается каждение в алтаре перед святым престолом и жертвенником. Пение «Да исправится» повторяется шесть раз, при этом исполняются другие стихи из того же псалма.

Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на святой престол – Великий вход – сопровождается древней песнью: «Ныне силы небесные…». В Заамвонной молитве Литургии Преждеосвященных Даров отражается связь между этим богослужением и постным временем. Святая Четыредесятница – период подвигов, время борьбы со страстями и грехами. Победа над невидимыми врагами по милости Божией несомненно будет дана тем, кто по выражению этой молитвы – «добрым подвигом» подвизаются.

Необходимо знать, что на Литургии Преждеосвященных Даров не совершается причащение младенцев; в дни Великого Поста их можно приносить в храм для причащения лишь в субботние и воскресные дни, в праздник Благовещения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы.

 

ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Великий прокимен по прочтении паримий:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Русский перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя.

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе.

Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих.

Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам.

Херувимская песнь:

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Причастен:

Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Вкусите – и увидите, как благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

 

Песнопения по причащении Святых Даров:

Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите – и увидите, что благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо Ты удостоил нас причаститься святых Твоих, божественных, бессмертных и животворящих Таинств. Сохрани нас во Твоем освящении, дабы весь день размышлять нам о правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ

Церковные службы, освящающие определенное время дня, связанные с важнейшими священными событиями Евангельской истории, называются часами.

Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Служба часов, совершаемая во время Великого Поста имеет свои особенности. На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. На шестом часе положено чтение паримии (текстового отрезка) из книги пророка Исаии. Начиная со второй седмицы Великого поста, на часах по частям прочитывается все Четвероевангелие. В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», с великими (земными) поклонами.

Первый час присоединяется к Утрене. Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

ТРОПАРИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ:

На 1 часе: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.

Русский перевод: Рано утром услышь голос мой, Царь мой и Бог мой.

На 3 часе: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

Русский перевод: Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославший, Его, Благой, не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя.

На 6 часе: Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

Русский перевод: В день шестой и в шестой же час пригвоздивший ко Кресту дерзостный грех Адама в Раю, и наших согрешений рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

На 9 часе: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

Русский перевод: В час девятый ради нас во плоти смерть вкусивший, умертви плотские наши помышления, Христе Боже, и спаси нас.

О ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ

В дни Великого Поста православные христиане особо призываются Церковью к участию в Таинствах Покаяния и Причаще­ния Святых Христовых Тайн.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Покаяние - Таинство, в котором испове­дующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разреша­ется от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Наша христианская жизнь начинается со вступления в Церковь - Крещения. Таинство Крещения омывает человека от его прежних грехов, подает ему благодатные силы для ду­ховного укрепления и совершенствования, однако не упраздняет возможности согрешать в последующей жизни. Борьба с грехом продолжается на протяжении всего зем­ного пути человека, и в этой борьбе неизбежны поражения, падения и духовные раны. Но Господь, даруя верующим возможность видеть грехи, подает им и возможность раскаяния, при­мирения с Ним, возможность вновь обрести духовные силы; именно это и совершается в Таинстве Покаяния. Искреннее раскаяние в своих прегрешениях, сопровожда­емое изменением греховного образа жизни и освобождением от тех или иных пороков и страстей, позволяет верующему надеяться на полное прощение и оправдание на Суде Божием, который ожидает всех нас.

В древней Церкви исповедание грехов было или тайным, или открытым - публичным, перед всем церковным собранием. Сейчас Цер­ковь применяет только тайную исповедь, в которой кающийся раскрывает свои грехи невидимо предстоящему в Таинстве Покаяния Богу. Непременным свидетелем исповеди является священник, который, удосто­верившись в истине и глубине принесенного покаяния, разрешает кающегося от грехов. Вла­сть отпускать кающемуся исповеданные грехи, освобождать душу от тяжести злых дел, дана Господом Иисусом Христом Сво­им апостолам и по преемству благодати, передаваемой от них, каждому священнику.

На практике исповедь совершается в хра­мах, как правило, утром, перед началом Боже­ственной Литургии, и предназначена в первую очередь для тех, кто желает причаститься Свя­тых Христовых Тайн. В некоторых храмах ис­поведь совершается и после вечернего богослу­жения (чтобы верующие могли причаститься на следующий день). Впрочем, исповедоваться можно и без последующего причащения, не только в богослужебное время и даже не обя­зательно в храме.

Приходя на исповедь, нужно помнить, что главная наша цель - раскрыть перед Богом со всей искренностью свое сокрушенное сердце, а не пытаться найти оправдание собственным поступкам в каких-то житейских обстоятель­ствах или в поведении других людей, как это часто случается.

Говоря о своих грехах, не следует огра­ничиваться распространенными, но по сути своей лукавыми признаниями: «во всем грешен», «грешен делом, словом и помышлением» и т. п. На исповеди нужно каяться в конкретных личных грехах, осознаваемых нами и вызывающих чувство раскаяния. Нет людей без грехов, но осознавать свои душевные слабости, видеть породившие их причины и возможный путь исправления себя - это также дар Божий, который надо молитвенно ис­прашивать у Господа. Выражение «ничем не грешен» свидетельствует либо о непонимании сущности греха, либо о полном омертвении че­ловеческой души.

Готовиться к исповеди удобнее всего, имея перед собой примерный перечень грехов, обыч­но читаемый и на общей исповеди. Некото­рые для памяти записывают грехи, в которых следует принести покаяние, на листке бумаги и идут исповедоваться с ним. Этот обычай досто­ин поддержки, но при том условии, что испо­ведующийся, имея перед глазами список своих гре­хов, искренне и гласно кается в них, а не фор­мально читает эти записи или даже просто пе­редает список священнику, как иногда случа­ется. После исповеди бумагу с таким перечнем следует уничтожить (например, сжечь).

На исповеди не следует уделять слишком много внимания обстоятельствам совершения греха, особенно подробно и детально описывать его. Главное - прямо и откровенно назвать свое согрешение и выразить искреннее раскаяние в нем, обещая Богу с Его помощью в дальнейшем не повторять содеянного.

Приходя на исповедь, следует отбросить всякое смущение перед священником, испове­доваться ему искренне и во всех своих прегре­шениях, помня и о тайне исповеди, и о том, что священник вполне понимает обстоятельства человеческой жизни; он - не суровый судья, но помощник в принесении нашего покаяния Богу.

Если Вы пришли на исповедь в первый раз и испытываете затруднения, в чем и как каяться, лучше всего сразу же сказать об этом свя­щеннику.

Задавая определенные вопросы, он сможет помочь вам принести подобающее и всестороннее покаяние.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Причащение - Таинство, в котором веру­ющий под видом хлеба и вина вкушает истинное Тело и Кровь Христовы, тем самым соединяясь с Богом. Та­инство Причащения именуется также Таинст­вом Евхаристии (от греческого слова «благо­дарение»).

Причащение - совершенно необходимая составляющая духовной жизни христианина. В этом Таинстве верующим дана возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе Жертвы, принесенной Господом Иисусом Хри­стом на Голгофе. Причащение соединяет веру­ющих с Господом и между собой в единое Тело Церкви, укрепляет наши духовные силы в борь­бе с грехом, исцеляет уязвленную грехами душу. Человек, ставший членом Церкви посредством крещения, но не причащающийся Святых Хри­стовых Тайн, по собственному произволению отлучает себя от Церкви и от ее благодатной жизни.

Таинство Причащения совершается во время Божественной Литургии (или Литургии Преждеосвященных Даров). В завершающей части службы после открытия Царских врат священник и диакон с чашей при возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите» выходят на амвон. Верующие, приготовившиеся и допущенные священником на исповеди ко причастию, также встают близ амвона, поло­жив руки крест-накрест на грудь, ладонями к плечам, правая рука поверх левой. Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста пе­ред причащением «Верую, Господи, и исповедую», после чего хор начинает петь стих: «Тело Христово примите, источника безсмертнаго вкусите». Причастники по одно­му подходят и встают перед чашей, продолжая держать руки крестообразно, и достаточно громко, чтобы слышал священник, называют свое церковное имя. Священник с помощью небольшой ложечки (лжицы) подает каждому из них частицу Тела Христова, напоенную Кро­вью. Причастник вкушает со лжицы Святые Дары и глотает их при произнесении священни­ком слов: «Честного, Святого, Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа прича­щается раб Божий (или раба Божия) (имя) во оставление грехов его (ее) и в жизнь вечную, аминь». После этого диакон или церковнослу­житель отирает уста причастника особым пла­том (платком), причастник благоговейно целует нижний край (основание) чаши и отходит в сторону - туда, где заранее приготавливается церковнослужителями так называемая «запив­ка»: кусочки антидора или просфор и горячая вода с добавлением вина. Каждый из причаст­ников съедает кусочек антидора или просфоры, запивая его водой, и возвращается на свое место в храме, ожидая конца службы - когда все прихожане по очереди целуют вынесенный священником крест.

Младенцев, которых держат на руках, для удобства причащения следует заранее положить на правую руку, чтобы диакон или церковно­служитель мог помочь священнику причастить ребенка.

Подготовка к причащению для взрослых должна включать в себя:

- соблюдение поста перед причастием;

- посещение вечернего богослужения на­кануне причастия;

- исполнение определенного молитвенно­го правила;

- воздержание от пищи и питья утром в сам день причастия;

- допущение до причастия священником на исповеди;

- присутствие на всем последовании Бо­жественной литургии.

Готовящимся причаститься (особенно в первый раз) следует помнить: нельзя приступать к Таинству Причащения, если вы в этот день утром уже ели, пили или курили.

ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ

В некоторые дни Великого поста во многих храмах совершается Таинство Елео­священия, именуемое также Соборованием.

Елеосвящение - Таинство, в котором при чтении Священного Писания и молитв, через помазание тела елеем (маслом) на больного призывается благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается боль­ному отпущение  грехов: поскольку большинство недугов явля­ются прямым следствием греха, тогда как сам грех - болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!). Совокупность этих гре­хов, которые не отпущены человеку в Таинстве Покаяния, может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, забо­леваний телесных.

Елеосвящение совершается над право­славными верующими старше семи лет. К этому Таинству следует приступать в тесной связи с исповедью и причащением Святых Христовых Тайн (многие верующие соборуются накануне исповеди и причастия).

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА НА 2015 ГОД

1 февраля – Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее.

8 февраля – Неделя о блудном сыне.

14 февраля – Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.

15 февраля - Неделя мясопустная, о Страшном Суде. С 16 февраля по 22 марта – сырная седмица – масленица.

21 февраля – память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

22 февраля – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье. Вечером в храмах совершается Чин прощения.

Первая седмица (неделя) Великого Поста, начинающегося 23 февраля, - по традиции, время особо усердной молитвы и прилежного говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах чита­ется Великий покаянный канон препо­добного Андрея Критского.

25 февраля, утром в среду первой седмицы, впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров.

28 февраля, в субботу 1-й седмицы, Цер­ковь совершает особое празднование памяти вели­комученика Феодора Тирона.

 Император Юлиан Отступник (IV век), желая осквернить христианский Великий Пост, приказал Константинопольскому градоначальнику тайно окропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на городских рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо - вареную пшеницу с медом.

Накануне в пятницу, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается Чин освящения колива (вареных зерен пшеницы или риса, с медом и сухофруктами), в память об этом чуде.

По традиции верующие стараются посвя­тить целиком одну из седмиц поста (часто пер­вую) постоянному посещению храма, усердно­му говению, чтобы в конце седмицы (в суббот­ний или воскресный день) исповедаться и при­частиться Святых Христовых Тайн.

1 марта - неделя (воскресенье) 1-я Великого поста - Торжество Православия. Церковь воспоминает окончательную по­беду православного вероучения над ересью иконоборцев (противившихся почитанию святых икон) в 843 году. В храмах после Божествен­ной Литургии совершается особый торжественный и величественный Чин Торжест­ва Православия.

Следующая неделя именуется второй сед­мицей; такой порядок сохраняется и далее.

7 марта - суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших.

8 марта - неделя 2-я Великого поста. Церковь молитвенно воспоминает святителя Григории Паламу. Этот святой отец жил в XIV веке и был ревностным поборником монашеской жизни и духовного делания, выразителем особого церков­ного учения о Фаворском свете - нематериаль­ном благодатном небесном свете (которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор). Святитель Григорий учил о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа и о путях к этому - молит­ве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.

22 марта, в неделю 4-ю Великого поста, Цер­ковь совершает память сорока мучеников Севастийских. Севастийские мученики были воинами-христианами, приговоренными в IV веке к смерти за отказ принести жертву языческим идо­лам. Зимой в сильный мороз их раздели и выве­ли на лед озера, чтобы сломить волю страдаль­цев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво; в это время лед в озере растаял и над головами мучеников по­явились светлые венцы. Тогда один из страж­ников, охранявших мучеников, уверовал во Христа и, присоединившись к страдальцам, вместе с ними на следующий день принял жес­токую казнь. Тела святых после казни были сожжены, но христиане благоговейно собрали и погребли их останки. Совершилось это близ армянского города Севастии в 320 году.

В связи с празднованием Севастийским мученикам традиционного великопостного поминовения усопших в эту субботу не совершается.

15 марта - неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господ­ню, совершаемое в этот воскресный день, на­поминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, что спасение души невоз­можно без борьбы с грехами и страстями, без терпения скорбей и страданий. В субботу вечером на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится в следующую пятницу.

27 марта, в пятницу 5-й седмицы, совершается празднова­ние в честь великой Всероссийской святыни - чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Праздник в честь Феодоровской иконы 27 марта установлен в память о том, что в этот день в 1613 году юный Михаил Феодоровнч, первый царь из дома Романовых, в древ­нем Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы перед ликом чудотворного образа Ца­рицы Небесной принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. В 2010 году по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, назначенного Главой Казахстанского Митрополичьего Округа, был изготовлен точный список, «мера в меру», чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом. Список получил имя: Алматинская-Феодоровская икона. Отныне эта святыня находится в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

21 марта - суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших.

22 марта - неделя 4-я Великого поста. Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника, святого VI-VII веков, который провел всю жизнь в монашеских под­вигах на горе Синай. Им была написана книга «Лествица» (лестница) - руководство для восхождения к духовному совершенству.

25 марта, в среду вечером, совершается особое богослужение, именуемое «стоянием Марии Египет­ской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаян­ный канон преподобного Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и на многие годы посвятившей себя подвигам благочестия. Это житие являет нам пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указывает на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге не только искупают самые тяжкие грехи, но и могут возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

28 марта, суббота 5-й седмицы – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Накануне за вечерним богослужением (4 апреля) совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу за милости и чудеса дарованные православным христианам – Акафист.

29 марта - Неделя 5-я Великого Поста. Церковь совершает память преподобной Марии Eгипетской.

6-я седмица Великого поста именуется цветоносной и завершается Лазаревой субботой и праздником Входа Гос­подня в Иерусалим, после которого начинается Страстная седмица.

7 апреля - БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯ­ТОЙ БОГОРОДИЦЫ - великий двунадесятый праздник, установленный Церковью в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих архангела Гавриила.

По обещанию, данному Богу родителями Пресвятой Девы праведными Иоакимом и Анной, с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иеру­салимском храме. Когда Деве Марии пришло время ос­тавить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему родственнику благочестивому старцу Иосифу и поселилась в его доме в городе Назарете. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совер­шилось явление Пресвятой Деве архангела Гав­риила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рож­дении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (имя Иисус, предреченное архангелом Богомладенцу, означает «Спаситель»). Так бла­гая весть (отсюда - Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.

Праздник Благовещения Пресвятой Бого­родицы открывает последовательный ряд опи­санных в Новом Завете событий - воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскре­сения Господа Иисуса Христа. Духовное содер­жание праздника - раскрытие великой, непос­тижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божия от Девы, события, предсказанного за восемь веков до этого святым пророком Исайей.

4 апреля – Лазарева суббота. Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря, четыре дня пребывавшего во гробе. Это великое чудо Господь совершил в удостоверение грядущего воскресения всех умерших.

5 апреля - Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Великий двуна­десятый праздник, установленный в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - перед Его Крестными страданиями. Хрис­тос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, тор­жественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» - так у евреев было при­нято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: те же люди, торжественно встречавшие Христа, всего лишь через несколь­ко дней будут кричать римскому правителю Пилату: «Возьми. возьми, распни Его!» и произ­несут страшное проклятие на самих себя: «кровь Его на нас и на детях наших» (Евангелие от Матфея: 27 глава).

По церковной традиции в этот день в хра­мах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с ве­точками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении вечером в субботу (12 апре­ля), вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения священником молитвы.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА В 2015 ГОДУ

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной и Великой седмицей. В это время воспоминаются собы­тия последних дней земной жизни Спасителя и верующие готовятся стать сопричастниками великой ра­дости Светлого Христова Воскресения.

В первые три дня – понедельник, вторник и среду – совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

8 апреля – Великая Среда. Воспоминание помазания Христа миром, которое совершила женщина-грешница, и предательства апостола Иуды.

9 апреля - Великий Четверг. Церковь воспо­минает установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовых. По православ­ной традиции в этот день все верующие стараются должным образом приготовившись, приступить за Божественной  Литургией к причащению Святых Христовых Тайн.

Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Еван­гелий: в ходе службы читаются двенадцать от­рывков из Священного Писания и исполняются величественные и трогательные песнопения, повествующие о страданиях и Крестной смерти Господа. По древнему церковному установлению во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся в хра­ме держат в руках зажженные свечи.

10 апреля - Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Крес­те, установленном на горе Голгофе близ Иеруса­лима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время рас­пятия Христос молился Богу Отцу за Своих мучите­лей. говоря: «Отче! Прости им ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупая человече­ство Своими страданиями от порабощения гре­ху. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас - около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви Плащаницы - иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Господа Иисуса Христа и начинается Чин погребения Плащаницы Спасителя. Во время этого богослужения верующие вместе со священнослужителями несущими Плащаницу обходят крестным ходом вокруг храма, в воспоминание положения во гроб Господа, совершенного праведными Иоси­фом Аримафейским и Никодимом.

11 апреля - Великая Суббота - день пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей - даже праведников ветхозавет­ного времени. Именно в эту субботу Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знаме­нием важности Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание в этот день благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, проис­ходящее и сейчас - зримое свидетельство ис­тинности христианской веры.

Особенностью Литургии этого дня является смена темных великопостных облачений священнослужителей на белые. По традиции в это же время прихожанки храмов меняют свои темные головные платки на белые, светлые.

Для верующих Великая Суббота - время приготовления к встрече величайшего празд­ника Светлого Христова Воскресения. В этот день в храмах начинается освящение пас­хальных куличей, пасок и яиц для разговления в день Пасхи. Освящение совершается в про­должение Великой Субботы после Божественной Литургии (а в некоторых храмах и после Пасхальной службы) и обычно происходит так: верующие располагают свои приношения (уло­женные в сумку, тарелку или небольшую кор­зину) на особом столике в храме, вставив в ку­лич зажигаемую перед началом освящения све­чу; священник читает молитву и окропляет при­ношения святой водой.

По преданию, этот обычай ведет свою историю с I века но Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия. стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар: святая Мария была бедна и принесла в дар правителю римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невоз­можно, как если бы это яйцо вдруг стало крас­ным». И тут же на глазах императора соверши­лось чудо: яйцо само но себе сменило цвет па красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!».

 


 

 

Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, епископа Римского

Литургию Преждеосвященных Даров без преувеличения можно назвать сердцем всех великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.

Почему же появилась потребность в составлении особой великопостной Литургии?

Совершение таинства Евхаристии несовместимо со скорбным покаянным настроением Великого поста, поскольку служение полной Божественной Литургии – это всегда радостный праздник, большое духовное торжество. Но вместе с тем невозможно жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником истинной жизни - причащаясь Тела и Крови Спасителя. Ибо Христос есть, по словам апостола Павла – «жизнь наша» (Послание апостола Павла к Колоссянам: 3 глава, 4 стих). В борьбе с грехом и в приобретении добродетелей именно Тело и Кровь Христовы являются нашей главной помощью, тем «хлебом насущным», который поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которому, несмотря на все искушения и опасности, мы следуем за Христом. Вот почему, причастившись, каждый из нас молится Богу, чтобы эти Святые Дары «были мне для исцеления души и тела, для отгнания всякого противника, для просвещения очей моего сердца; да будут они миром душевных моих сил, непостыдной верой, нелицемерной любовью, исполнением премудрости, соблюдением Твоих заповедей, прибавлением Божественной Твоей благодати для того, чтобы достичь Твоего Царствия».

Поэтому, еще в ранние времена жизни Церкви установилась особая практика причащаться в постные дни Святыми Дарами, освященными прежде на полной Божественной Литургии. Отцы VI Вселенского собора 52-м правилом постановили: «Во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия бывает не иная, как Преждеосвященных Даров».

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

В соответствии с богослужебным Уставом Литургия Преждеосвященных Даров может совершаться по средам и пятницам Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы, а также по случаю храмовых праздников и дней памяти чтимых угодников Божиих, приходящихся на период Четыредесятницы.

Если Литургия Преждеосвященных Даров является раннехристианским установлением, то почему ее автором считается святитель Григорий Двоеслов?

Действительно, в соответствии с древней православной традицией автором Литургии Преждеосвященных Даров называется святитель Григорий, епископ Римский, живший во второй половине VI века. Возглавляя Римскую Церковь, святой Григорий составлял богослужебные гимны, заботился о красоте и благоговении клиросного пения и приводил к единообразию чин богослужения. Этот ревностный архипастырь стал восстанавливать в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей своей первозданной чистоте на Православном Востоке. Благодаря его трудам Великопостная Литургия приобрела свои завершенные формы и получила распространение во многих Церквях.

Святитель Григорий оставил после себя многочисленные духовно-нравственные произведения. После появления его книги «Диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов» его стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Еще одно наименование этого иерарха, которое он получил за свои апостольские труды, необычайную праведность жизни и большой духовный авторитет – «Великий». Святитель Григорий возглавлял Церковь в течение 13 лет. Он отличался необыкновенным милосердием к обездоленным, за которое сподобился явления Самого Господа.

В чем главное отличие Литургии Преждеосвященных Даров от полных Божественных Литургий  святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста?

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной Литургии и сохраняемые в дарохранительнице в алтаре на престоле. Поэтому на этой Литургии не бывает приношения и освящения Святых Даров. Вся эта служба по своей сути является приготовлением к благоговейному причастию заранее приготовленными Дарами.

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, несмотря на покаянный характер и внешнюю простоту – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Если во время Великого поста посещать только субботние и воскресные богослужения, то не получится до конца прочувствовать атмосферу этих святых дней, их контраст с прочими днями года. Чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы, важно как можно чаще принимать участие в будничных великопостных богослужениях и, прежде всего, молиться и причащаться за Литургией Преждеосвященных Даров.

Какие особенности имеет Литургия Преждеосвященных Даров?

Литургия Преждеосвященных Даров состоит из последования Великой вечерни, так как в древности причащались вечером и в Святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, и Литургии – за исключением молитв освящения Даров, поскольку Дары уже освящены. В настоящее время в большинстве храмов Литургию Преждеосвященных даров по сложившейся традиции совершают не вечером, как в древности, а утром.

Литургии  предшествует совершение великопостных часов и изобразительных, после чего следует Великая вечерня, которая начинается особым литургическим возгласом священника: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», таким образом, все богослужение обращено к надежде явления в мире Царства Божия.

Затем, следует 103-й псалом  «Благослови, душе моя, Господа...», читающийся за каждой вечерней и повествующий о сотворении мира. После великой (мирной) ектении читается 18-я кафизма (раздел) Псалтири, разделяемая на три части. Псалмы 18-й кафизмы называются «Песнями восхождения» и повествуют о возвращении богоизбранного народа из Вавилонского плена в Иерусалим. Эти псалмы указывают христианину на освобождение души из греховного плена и вхождение в Царство Небесное, а также возношение сердца к Богу чрез ступени добродетелей.

В это время в алтаре на престоле священник подготавливает Святые Дары для богослужения, перемещая их из дарохранительницы (особого ковчега в виде храма) на дискос (священный сосуд в виде плоского блюда с подставкой), а молящиеся в храме стоят на коленях.

После кафизмы хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!» и положенные в этот день стихиры (богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть отмечаемого в данный день Церковью события). Во время пения стихир диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение ладаном – это символ возносимых нами Богу молитв.

Во время пения заключительной стихиры священнослужители совершают торжественный вход из диаконских (северных) дверей алтаря в царские врата. Вход совершается или с кадилом, или с Евангелием, если на Литургии полагается читать зачало (отрывок текста) из Евангелия. В это время звучит песнопение «Свете Тихий» - древнейший христианский гимн, в котором мы прославляем Спасителя Господа Иисуса Христа, явившего человечеству Тихий Свет Божественной Славы Своего Небесного Отца. Вход и пение «Свете Тихий» символически указывает на то, что в собрание верных незримо вошёл сам Христос.

Вместо Апостола и Евангелия (за исключением храмовых праздников и дней памяти чтимых святых) совершается чтение ветхозаветных книг – Бытия и Притчей. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к таинству Крещения. По окончании первого чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения евангельских заповедей.

После второго ветхозаветного чтения посреди храма начинается пение стиха из 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя. (Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя)». Во время пения совершается каждение в алтаре перед святым престолом и жертвенником. Пение «Да исправится» повторяется шесть раз, при этом исполняются другие стихи из того же псалма.

По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, - молитва преподобного Ефрема Сирина. Эта молитва, которая совершается с земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть свои страсти и бороться со своими прегрешениями.

Пением «Да исправится молитва моя» оканчивается первая часть Литургии. Затем совершается сугубая ектения и звучат особые молитвы и прошения об оглашенных - тех, кто готовится принять Святое Крещение.

Самым торжественным моментом Литургии является перенесение Святых Даров с жертвенника на святой престол – Великий вход. Это священнодействие сопровождается древней песнью: «Ныне силы небесные…».

Дискос со святым Агнцем (Телом Христовым) переносится с жертвенника на святой престол. Священнику, который несет Святые Дары, предшествует диакон с кадильницей и свещеносец с горящей свечей. Предстоящие падают ниц на землю в благоговении и святом страхе пред Святыми Дарами, как пред Самим Господом – Царем Славы.

После торжественного перенесения Святых Даров на престол еще раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами; диакон произносит просительную ектению, а священник в это время тайно молится, чтобы Господь избавил верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем соединиться верующим с Самим Христом, истинным Богом.

За этим следует молитва Господня «Отче наш», завершающая приготовление к Причастию. Произнося молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные.

Начинается Причастие под пение причастного стиха: «Вкусите и видите, яко благ Господь (как добр Господь)!». После того как причастятся священнослужители в алтаре, Святые Дары приготавливаются для всех причастников и погружаются в чашу с водой и вином. Необходимо знать, что на Литургии Преждеосвященных Даров не совершается причащение младенцев, поскольку маленьким детям весьма сложно проглотить твердую частицу Даров, а в чаше нет святой Крови Христовой, лишь освященные вино с водой. В дни Великого Поста маленьких детей можно приносить в храм для причащения лишь в субботние и воскресные дни, в праздник Благовещения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы.

В заамвонной (заключительной) молитве Литургии Преждеосвященных Даров отражается связь между этим богослужением и постным временем. Святая Четыредесятница – период подвигов, время борьбы со страстями и грехами. Победа над невидимыми врагами по милости Божией несомненно будет дана тем, кто по выражению этой молитвы – «добрым подвигом» подвизаются.

О поклонах во время молитвы

В молитве должны участвовать и наша душа и тело. Преподобный Иоанн Дамаскин учит: «Так как мы сложены как из видимой, так и невидимой природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому, как и поём, как умом, так и телесными устами». Поэтому молитва православного человека сопровождается изображением на себе главного христианского символа - крестного знамения, а также знаком смирения и почтения - поклонами. Поклоны бывают различные: наклонение головы, поклон в пояс и земной поклон, когда человек опускается на колени и касается головой пола. Кроме того, бывает и преклонение ниц до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Святого Духа или при великом входе на Литургии Преждеосвященных Даров. Поклоны помогают настроится на молитву, пробуждают дух покаяния, душевного сокрушения и покорности благой воле Божией.

Земные поклоны служат не только знаком нашего почтения и благоговения, но и символизируют нашу веру в то, что через грех мы пали на землю, а через Христа вновь призваны на Небо, в Божие Царство.

ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Свете Тихий:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Русский перевод: Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, мы воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь,  – потому мир Тебя славит.

Великий прокимен по прочтении паримий:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Русский перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя.

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе.

Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих.

Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам.

Херувимская песнь:

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Причастен:

Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Вкусите – и увидите, как благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

Песнопения по причащении Святых Даров:

Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Русский перевод: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите – и увидите, что благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо Ты удостоил нас причаститься святых Твоих, божественных, бессмертных и животворящих Таинств. Сохрани нас во Твоем освящении, дабы весь день размышлять нам о правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Танзиля Танзиля 23.01.2018 13:27
    Прошу прощения за фразу:"очень умные священники",ни в коем разе не имела ввиду,что в других храмах ...

    Подробнее...

     
  • Танзиля Танзиля 22.01.2018 20:28
    Хочу сказать Вам,что нет никакой зависимости,ни к табаку,ни к спиртному,ни к прочим гадостям.Есть ...

    Подробнее...

     
  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...