О почитании Абалацко-Семипалатинской иконы Божией Матери «Знамение»Архимандрит Иосиф (Еременко), руководитель Издательского отдела Казахстанского Митрополичьего Округа

Пятнадцатого мая 2013 г. ушел из жизни известный семипалатинский историк-краевед, сотрудник историко-аналитического отдела Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Виктор Николаевич Кашляк, работавший над историей православных храмов г. Семипалатинска.

В разработке этой темы В.Н. Кашляк стал приемником протоиерея Бориса Герасимова – выпускника Томской духовной семинарии, известного ученого начала ХХ века, неутомимого исследователя и летописца Восточного Казахстана, одного из основателей Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Отец Борис написал статью «Старинные Семипалатинские храмы», опубликованную в научных трудах Семипалатинского подотдела Русского географического общества, которая, однако, не исчерпывала тему. Начиная с 80-х годов ХХ века Виктор Николаевич провел огромную работу по сбору материала в библиотеках и архивах Алма-Аты, Семипалатинска, Москвы, Омска, Тюмени, Тобольска. Результатом этой работы стала книга «Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее (хроника событий)», изданная в Семипалатинске в 2004 году и включающая в себя не только сведения о бывших до 1917 года православных храмах, о трагической судьбе храмов и духовенства после 1917 года, но и о мечетях, синагоге, костеле города.

Позже, в 2010 году, по благословению Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Семипалатинске были изданы еще два труда В.Н. Кашляка: «Семипалатинский Воскресенский собор. 150 лет» и «Семипалатинский Святой Ключ».

Трудно переоценить вклад В.Н. Кашляка в сохранение истории г. Семипалатинска – духовного и культурного центра Казахстана.

В книге «Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее», в главе, посвященной Абалацко-Семипалатинской иконе Божией Матери «Знамение», В.Н. Кашляк довольно подробно излагает историю этого чудотворного образа Царицы Небесной от принесения его майором Иваном Михайловичем Лихаревым в Семипалатную крепость в 1720 году до бесследного исчезновения после 1929 года, но не говорит о широком почитании его в народе.

Работая в фондах Российской Национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) и Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина мне удалось выявить труды протоиерея Александра Соловьева – книги, сборники проповедей, корреспонденции в «Омских епархиальных ведомостях», – в которых говорится о почитании Абалацко-Семипалатинской иконы Божией Матери «Знамение».

Московская духовная академия, называемая «большой кельей преподобного Сергия», на протяжении столетий является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Ее выпусками были видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, миссионеры, просветители.

Выпускником МДА был и протоиерей Александр Соловьев – благочинный градо-Семипалатинских церквей и настоятель Знаменского собора г. Семипалатинска, выдающейя церковный и общественный деятель Прииртышья конца ХIХ – начала ХХ века.

В течение 14 лет, с 1897 по 1911 год, протоиерей Александр Соловьев был настоятелем Знаменского собора г. Семипалатинска. В течение 14 лет он теплил лампаду перед чудотворным ликом Божией Матери «Знамение» – «Хранительницей града и храма сего», как говорил отец Александр в проповедях. «Она милости, покров Свой простирает и ближним и дальним. Издалека приходят сюда богомольцы вознести хвалу Пречистой за различные оказанные Пречистой милости». «Но проникнуты ли мы, возлюбленные, возвышенными чувствами благоговения и умиленной молитвы к Создателю Господу и Покровительнице нашего храма и града? Сознаем ли мы все величие и драгоценность дара пребывания в этом храме чудотворной иконы Богоматери? Сознаем ли, какое великое значение и для нашего земного странствования и для вечного спасения имеет эта святыня?» «…через эту нашу икону немало Богоматерь излила знамений Своего неусыпного ходатайства и милости. Поистине, как неприступную крепость и источник чудес мы имеем в этой иконе, сопротивных видимых и невидимых врагов ополчения низлагая. И кто из нас не нуждается в этой Небесной защите и покрове в борьбе с видимыми и невидимыми врагами? Враги кругом: страсти, грехи, недуги, скорби…»

О всероссийской известности семипалатинской святыни отец Александр пишет так:

«Святыня наша известна по всей Сибири: Знаменский собор и Святой Ключ являются Божиим уголком, куда люди разного звания стекаются за духовным утешением. Начиная с мая месяца и до 8 июля много перебывает народа здесь.

Приходят группами из верховья Иртыша, из-под Томска и Барнаула, служат молебны, на Святом Ключе пьют воду, берут ее с собой для домашнего благословенного употребления. Богомольцы здесь, в соборе, или на Святом Ключе, в некоторые дни сотнями исповедуются и причащаются Святых Таин.

И сколько их перебывает за лето!

Приходят сюда богомольцы и из внутренней России. Ведь кроме известного широкого пути, ведущего в Сибирь – Владимирской дорожки, воспетой преступниками и ссыльными, – есть в Сибири другой, узкий путь – добровольно проторенная тропинка, по которой тянутся с котомками за плечами паломники. Он не совпадает ни с железной дорогой, ни с Владимирской. Идет этот путь из Верхотурья, от Симеона праведного, и Абалака; проходит на Святой Ключ и в наш город к чудотворной иконе; идет далее в Улалу (около Бийска – икона святого Николая чудотворца) и кончается в Иркутске, у мощей святителя Иннокентия.

Что влечет людей на этот далекий, долгий, полный лишений трудный путь? Ведь пройти нужно с отбитыми ногами тысячи верст дорогой глухой и, пожалуй, опасной?

Влечет святыня, влечет духовная жажда подвига, желание потрудиться для души, желание видеть других людей, которые живут по-Божьи, желание отдохнуть и телом и душой».

Ежегодно 7 июля совершался крестный ход с чудотворной иконой из Семипалатинска на Святой Ключ, где под открытым небом совершалось торжественное всенощное бдение, в котором принимали участие 2-3 тысячи человек (смотря по погоде). Весь народ ночевал здесь же: в бараках, под навесами и просто под открытым небом. 8 июля, после Литургии, крестный ход возвращался обратно в город.

Протоиерей А. Соловьев сделал традицией присутствие чудотворного образа на общественно-значимых мероприятиях, проводившихся вне храма. Так, при отце Александре стали регулярно проводиться религиозно-нравственные чтения для народа в здании соборной церковноприходской школы, на которые собиралось до 500 горожан. В школу приносилась икона Божией Матери, перед которой служился акафист, после чего начинались чтения.

Семипалатинский чудотворный образ до 1900 года, в течение 27 лет, никуда не «поднимался», пока протоиерей А. Соловьев не возобновил эту благочестивую традицию. Ранее с этой иконой ходили по Томской губернии и по территории Омской епархии.

«Поднятие», или «посещение», икон широко практиковалось в Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ века. Согласно отчетам епархиальных епископов в Святейший Синод, ежегодно «поднималось» около 800 икон. Такие «посещения» включали крестный ход с чтимыми иконами, которые хранились в городских соборах, монастырях и приходских храмах. По просьбе мирян эти иконы доставлялись в другие населенные пункты, потому что миряне желали, чтобы иконы освятили своим присутствием их деревню, город или дом. «Поднятия» были своего рода «паломничеством наоборот», поскольку сам предмет почитания прибывал к верующим. Подобно паломничествам, которые часто совершались во исполнение обета, данного по случаю важного события в жизни верующего, «поднятие» иконы предпринималось ради того, чтобы почтить или увековечить какое-то событие. Эти события включали пережитые общиной бедствия, такие как эпидемия, засуха или пожар.

В 1900 году чудотворную икону носили из Семипалатинска на Южный Алтай: Зыряновский рудник и другие сопредельные населенные пункты, куда икона приносилась до этого около 50 лет назад; с 7 октября 1902 г., в течение месяца, икона была «поднята» жителями села Локтевского Томской епархии; с 9 по 25 июня 1903 г. носили икону по селениям Змеиногорского округа Омской епархии; летом 1906 года поднимали икону в Бухтарминский край; с 9 июля по 26 августа 1909 г. икона была в Бухтарминском краю: Зыряновский рудник, Бобровский поселок, Путищево, Богатырево, Быково, Пихтовка (верхняя), село Сенное, Огнево, Солоновка, Яры, Медведка, Алтайская станица, Катон-Карагай, Черновая, Березовка, Уруль, Берель, Малонарымск, Большенарымск, Буранка, Хайрузовка, Вороний, Гусиная пристань и Бухтарма.

«Поднятие» чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери всегда было значимым событием в жизни православного народа, большим праздником среди однообразно-трудовых будней.

Своими впечатлениями протоиерей А. Соловьев поделился на страницах епархиальной газеты:

«Пришлось видеть "встречу" святой иконы при входах в селения, когда почти все население с хоругвями и святыми иконами, при громогласном пении, выходило навстречу; приходилось видеть "встречу" и при входах в местные дома при служении молебнов… Видел я радостно умиленные взоры поселян, устремленные к лику Богоматери, жаждая благословения и покрова, когда и старые и малые, матери с грудными младенцами склонялись ниц, становясь на коленях в одну линию, "гуськом", под высокий киот иконы, который несли на плечах… Трогательна эта картина! Ценна она должна быть и в очах Божиих. "Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех" (Лк.6: 19), и эти простые души жаждут осенения ликом Богоматери… Не много слов при этом произносится, слышится иной раз, как шепчут уста: "Матушка… Заступница… Пресвятая Богородице… Владычице…" Но тут в одном слове, в одном вздохе и взоре выражается и прошение помощи, и скорбь душевная, и надежда заступления, и радость-утешение…

Радостно бывает это торжество, когда все спешат встретить святыню, поклониться ей, потрудиться в несении ее, помолиться пред ней. Изболевшая от сознания своих грехов и бедственной жизни, скорбная смиренная душа тут находит праздник и отраду. Дух народа поднимается: среди них находится, в лице чтимой святой иконы, Надежда и Заступница всех христиан – Матерь Божия. И как не радоваться душе истинно-христианской? <…>

Все время пребывания святой иконы обратилось в праздник для села: служилась всенощная, Литургия и обносили для молебнов святую икону по домам. И не знаю, в пяти селениях наберется ли пять домов, где не принимали бы святую икону. "Где на Святую Пасху не принимают, ныне – принимают", – говорили мне местные священники. Если хозяина не было дома, так в его доме служили близкие родственники. Кто полотенце, кто платок "в приклад" от трудов своих несут святыне. Пестрая толпа народная, одетая по-праздничному, обыкновенно сопровождает икону и поет: "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе"… На колокольне раздается звон, занятия, работа прекращаются, винные лавочки закрываются… "У нас ныне как Пасха", – говаривали некоторые».

Небесплодным было принесение чудотворной иконы и для местных раскольников. В Бухтарминском крае проживало много раскольников разных толков. На страницах «Омских епархиальных ведомостей» прот. А. Соловьев публиковал корреспонденции о принесении иконы в Бухтарминский край в 1906 и 1909 годах.

Летом в 1906 г. из Знаменского собора чудотворная икона поднимаема была в верховья Иртыша, в Бухтарминский край. Торжественная встреча иконы с крестным ходом и пением поднимала религиозный дух и умиляла сердце. К церковному торжеству православия раскольники не могли относиться безучастно. Одни из них прятались, а другие выходили встречать эту древнюю икону и прикладывались к ней.

Через полгода после этого путешествия с иконой протоиерей А. Соловьев получил письмо от священника-миссионера Бухтарминского края о. В. Б., в котором описывается обращение в православие семейства крестьянина-старообрядца Сергея Огнева из села Черновинского. Это письмо отец Александр опубликовал в «Омских епархиальных ведомостях». Вот что сообщает Бухтарминский миссионер:

«Сам Сергей Огнев обладает добрым сердцем и не чужд религиозного воспитания. Он особенно в последнее время начал много думать о спасении души своей и о загробной жизни, хотя он еще слишком бодр и не стар – 50 лет с небольшим. Как с детства воспитанный в духе раскола, он, конечно, был рьяным последователем раскола. В силу же своей религиозности, ума и чуткости к доброму он, прислушиваясь к поучениям, которые были читаны их же наставниками из книг старопечатных поучительных, понял, что их слово далеко от дела. Вкралось сомнение. Кому поведать свое душевное состояние? Православному пастырю? Так ведь там еретичество! Своим? Но вряд ли они удовлетворят его своими учениями, как основанные на предании людей. Приверженность к расколу преодолела. Более 5 лет Огнев был терзаем сомнением в своем вероучении, и в этот период времени объездил многих раскольнических начетчиков и немало беседовал с ними, но облегчения не обрел. <…>

Вот, он услышал, что православные готовятся встречать Семипалатинскую чудотворную икону Божией Матери. Из любопытства пошел и он. Встретил и проводил до храма. Увлекшись воодушевлением православных, молился и он. Пришел домой и под живым впечатлением о виденном и слышанном много говорил своей жене. <…>

30 января 1907 г. я беседовал со старообрядцами в селе Черновинском, а 1 февраля присоединил Сергея Огнева и его семью к Святой Церкви.

Вот наглядное доказательство пользы в хождении со святой иконой Богоматери по весям, населенным расколом».

Другое свидетельство: «В глухом Бухтарминском краю много раскольников. Одинокими чувствуют себя в некоторых селениях православные, но при принесении к ним иконы и те и другие видят силу православия. Тамошний миссионер свидетельствует, что, благодаря пребыванию иконы, раскол слабеет. Бывали случаи присоединения из раскола именно благодаря присутствию иконы Богоматери. И ныне в некоторых раскольнических селениях, например, в Солоновке, в иных домах принимали икону в дома в первый раз. И раскольники некоторые говорят, что с окончанием православного праздника они присоединятся к православию. Одна раскольница-старуха вышла на встречу иконы в Солоновке, а затем приехала за 120 вест в Берель и привезла на приклад чудотворному образу шаль и служила молебен. Говорят, что она осталась в Берели с твердым намерением присоединиться к православию».

Принесение святыни благотворно влияло на местное духовенство, побуждая переосмыслить отношение к своему высокому пастырскому деланию.

В 1900 году зыряновский священник отец Акиндин написал протоиерею А. Соловьеву:

«Со времени посещения Зыряновска святой иконой Божией Матери во мне совершилась перемена: ранее сухость исповедания веры хотел я победить чтением апологетических сочинений, их у меня немало. Не достиг желаемого. Священнодействовал и учительствовал, по большей части, без воодушевления и чувства. Проповедуя христианские добродетели, мало верил в возможность проведения, осуществления их в жизни паствы. С того времени сильно желалось другого. С нетерпением дожидался получения сочинений епископа Антония. Его статьи о пастырстве прочитал и узнал и почувствовал, в какой сильной зависимости от внутреннего состояния пастыря нравственного, духовного находится его деятельность в приходе. Я раньше уподоблял пастыря музыкальному инструменту или орудию, через которое действует Сам Бог, Благодать Божия. Как хороший музыкант из худого инструмента может извлекать чудные звуки, так, думалось мне, и Бог, если угодно, через меня, недостойного, совершит волю Свою. Помня присягу, ставленую грамоту, уроки Пастырского богословия и правила нравственности и добропорядочности, старался быть хорошим пастырем по виду и во мнении прихожан, но о внутреннем и пастырском настроении не радел, да и не представлял это настроение состоянием отменным от благочестивого настроения мирян.

Теперь же всей душой хочется по внутреннему настроению быть пастырем, а не только по внешнему поведению».

Поднятие иконы было событием и в жизни самого отца Александра, который лично в этом участвовал в 1900 и 1903 годах. Как писал пастырь, в этих путешествиях он «узнал глубокую веру души народной! Пришествие чудотворного образа коснулось, затронуло, так сказать, главную струну, жизненный нерв народа; проявилась младенческая, детская вера скорбной души "малых сих", и я поразился этим звуком, богатством смиренной души простого народа и почерпнул здесь как бы новую силу для своего пастырского служения».


ИСТОЧНИКИ:

1.    Омские епархиальные ведомости. 1903, 1908, 1909 гг.
2.    Соловьев Александр, протоиерей. Свет миру. Сборник поучений. Ч. 1. Сергиев Посад, Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909.
3.    Соловьев Александр, протоиерей. Свет миру. Сборник поучений. Ч. 2. Сергиев Посад, Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1913.
4.    Соловьев Александр, протоиерей. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою: ея список, находящийся в Семипалатинском Знаменском соборе (с рисунком). Сергиев Посад, Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1909.
5.    Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее (хроника событий). Семипалатинск, 2004.
6.    Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 г. СПб., Издательство «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010.

 

Комментарии  

fotina51
#2 fotina51 22.12.2013 02:34
Абалацко-Семипа латинская икона Божьей Матери очень почитаема в Семипалатинском благочинии.На Ея Святом ключе постоянно можно видеть паломников (и не только православных, но и иных конфессий). Уже стало традицией - в день празднования Казанской иконы Богородицы на Святом ключе служится Божественная Литургия, возглавляемая Владыкой Амфилохием, при огромном стечении паломников не только из Казахстанских епархий , но и из России.
Цитировать
раба Божья Анна
#1 раба Божья Анна 15.12.2013 22:55
Царство Небесного ,такому хорошему человеку и вечная память.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...