«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопиюще: возведи от тли живот мой, Многомилостиве»

 

В этом году исполняется 25 лет со дня открытия церковно-приходской школы при Свято-Никольском храме (бывший кафедральный собор).

Но немногие знают какие события сопровождают эту дату, и как эта школа повлияла на жизнь многих ныне здравствующих и празднующих этот день…

В 1991 году мне, 12 летнему мальчишке сложно было понять, что же происходило на самом деле. Телевизор вещал о какой-то свободе и демократии, с экрана парень в черном с гвоздикой на куртке пел о переменах, которые требуют наши сердца… и было ощущение какого-то непонятного праздника, когда показывали, как на Красной Площади стояли танки, в дула которых возбужденные люди вставляли цветы… И весь народ был одержим не то ли радостью, не то ли психозом. И многие ликовали, когда было объявлено, что страны под названием Советский союз больше не существует… Уже потом политические эксперты будут называть это величайшей трагедией, актом, целью которого было уничтожение не только могучего государства, но и людей, проживающих в нем.

Началась кровавая война за раздел советского имущества, заводов, учреждений, угодий сельского хозяйства. И никто не задумывался, что, спустя несколько лет, тысячи пафосных памятников из черного мрамора с изображением преимущественно молодых людей, лежащих под ними, станут безмолвными свидетелями этого бессовестного и безжалостного дележа.

Но все только начиналось… Все эти заводы, металлургические гиганты, НИИ и пр., обретя новых хозяев, не обрели новую жизнь, а прекратили свое существование. Они были проданы, разграблены, уничтожены. И начался следующий этап уничтожения людей. Народ, работавший на всех этих предприятиях, больше не имел средств к существованию. Начались бытовые склоки и семейные скандалы. Страна пережила знаменитую «павловскую» реформу, когда денежные накопления, заработанные людьми за много лет, одномоментно обесценились и просто превратились в пыль. Мало кто знает, что благодаря этой страшной реформе, люди попадали в клиники для душевнобольных и просто на кладбища, получив сердечные приступы и совершая суициды от такого потрясения… Другие же, не найдя в себе силы пережить эти испытания, стали пить…и пили все, включая женщин и детей… Нельзя не вспомнить, что на тот момент алкогольная индустрия потеряла свой знак качества. И «предприимчивые люди» стали производить свой, новый, так называемый «палёный» алкоголь, который, доведенный до отчаяния, простой люд, приобретал, выменивал, пил и травился. Порой вымирали даже целые поселки. Люди слепли, глохли, становились инвалидами, и умирали, умирали, умирали…

Открылись границы. Из Афганистана, Пакистана и других подобных стран хлынула белая река героина, которая унесла с собой десятки, а может и сотни тысяч юношей и девушек, мальчиков и девочек. Никто не был защищен в то время, особенно дети. Правоохранительные органы не работали, а порой и сами занимались распространением и продажей фатального «удовольствия». Секции, кружки, спортшколы закрывались. Ведь учителя тоже не могли жить без зарплаты. И дети ходили по дворам, сидели в подвалах, нюхали клей, бензин…тащили из дома все, чтобы одурманиться и уйти от бытовой серой реальности. От семейных скандалов и собственной ненужности.

В общем, это была гениальная и ужасная дьявольская ловушка. Возможно кому-то покажется, что все вышенаписанное мной утрировано и я слишком сгущаю краски… Нет, дамы и господа! К счастью я не один живой свидетель этого произвола и беспредела. А все потому, что в то время мне удалось вскарабкаться в спасательную шлюпку под названием Матушка Церковь Христова!

В 1991 году архиепископ Алексий Кутепов, осознавая всю остроту положения, благословил  организовать воскресную церковно-приходскую школу для детей. Где предлагалось изучать основы Православной веры, Закон Божий, и где дети могли проявлять свои таланты в рукоделии, плотницком мастерстве, в изучении церковной музыки и пения. Духовным наставником и организатором многих мероприятий воскресной школы был и ныне является настоятель Никольского храма протоиерей о. Валерий Захаров.

Я прекрасно помню всех преподавателей этой школы того времени. Галину Васильевну Черепанову, ныне директора этой школы, которая до сих пор занимается этим благородным и богоугодным делом. Владимира Ивановича Чепурченко, который показывал мальчишкам основы плотницкого и столярного мастерства. Впоследствии он принял священный сан и служит в России. И, конечно же, Любовь Григорьевну Пищулину, ныне живущую в Санкт-Петербурге. В 1992 году она организовала первый детский церковный хор, который пел на воскресных службах в Никольском соборе. И к слову сказать, этот первый состав был, наверное, самым лучшим. Ведь для многих, теперь уже взрослых людей, эта профессия певчего стала основной, единственной и любимой.

Ярким примером является игумен о. Филипп Моисеев, который служит в Вознесенском соборе. Профессиональный музыкант, организовавший прекрасный мужской хор. И сейчас можно слышать удивительные и уникальные произведения, которые исполняет этот коллектив под его руководством. Ведь по красоте и величию исполнения это пение можно сравнить со знаменитыми монастырскими хорами.

Это и заместитель регента левого клироса Вознесенского собора Ольга Кузнецова, с детства старательный и не теряющий оптимизма человек.

И конечно наша «оперная дива» и преподаватель вокала в консерватории, Екатерина Медведева. Любовь Григорьевна привела ее на хор совсем еще юной, и всем объявила, что это «специальная девочка». И действительно, Катя была очень одаренным ребенком, и в свои 11 лет она уже солировала в произведении «Отче наш» Дубенского. Сейчас она продолжает петь на клиросе Вознесенского собора.

И еще много, много других, которые продолжают трудиться в различных храмах города Алматы и других городах Казахстана и России.

Воскресная школа вдохновила даже некоторых из учащихся на служение Православной Церкви в священническом сане. Интересный исторический факт – самым первым пришел поступать в воскресную школу некий мальчик Дима. В первое воскресенье, когда был объявлен набор учеников, кроме него никто не пришел. В следующее воскресенье он опять явился, но опять из учеников никого не было. И только на третье воскресенье пришел мальчик Серёжа, и тогда уже для них двоих стали проводить занятия.

Мальчик Дима – это о. Димитрий Сидоров, который теперь служит в сане протоиерея в старейшем храме г. Алматы в честь Казанской иконы Божией Матери.

А Серёжа – ныне игумен Агафангел Болдин, настоятель храма Донской Божией Матери в г. Тула.

Отец Александр Суворов, тоже выпускник воскресной школы, продолжил свое духовное образование в Московской семинарии и теперь служит ключарем Вознесенского собора г. Алматы.

Протоиерей Игорь Жеребцов - служит в Пермской епархии в г. Добрянка.

Александр Пивень – псаломщик и певчий Вознесенского собора.

Сергей Бережнов – возглавляет ремесленную артель при алматинском епархиальном управлении.

Ну и я, ваш покорный слуга, чтец Вознесенского собора Максим Савельев.

Таким образом Воскресная школа в лице Русской Православной Церкви смогла организовать и сплотить нас, детей того нелегкого времени. Нравственно и духовно воспитать, ободрить и спасти. Да, именно спасти! От того житейского водоворота, который засасывал наших сверстников. Шутка ли! Из более чем 30 детей, проживающих только в моем дворе, в живых остались только я, да еще пара парней… И это статистика горькая, но увы правдивая. Сложно сказать кем бы мы были сейчас, если бы однажды один добрый пастырь не решил построить для детей этот спасительный кораблик. Это Промысел Божий, который можно осознать душой и сердцем. Да и не только осознать, но при желании подойти и пощупать. Вот они мы! И наши вера и надежда на жизнь вечную, которые посеяла в наших сердцах и душах воскресная школа, подарили нам возможность полноценной жизни. Благодаря чему мы можем свидетельствовать об этом здесь и сейчас. Вот они мы!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:29
    Спасибо за рекомендацию насчет книги, но уже прочитал. Любителям этого жанра прочитать книгу можно. Ну ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 25.12.2016 23:39
    Мне тяжело дался этот Доклад.... Почему? Признаюсь, - я по-человечески боюсь 2017-го года. Осмысление ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:49
    Порой складывается ощущение, что этот винегрет в головах последние лет 25-30 поддерживается сознательно ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 24.12.2016 21:16
    Благодарю отец Александр за такую статью! Хочется выразить свое мнение, но система ругается, что ...

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 20.12.2016 21:14
    Всегда с интересом читаю интервью с епископом Геннадием. Вот из последних ...

    Подробнее...