Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.Если бы ко мне подошел человек неосведомленный в основах Православия, неверующий, иноверец, или недавно крестившийся, хотящий знать о Православии, и сказал бы мне: расскажи мне о Православии, во что верят Православные, на чем основана Православная Вера, и какова цель человека, исповедующего Православие, что бы я ему ответил?


Основываясь на Священном Писании и Священном Предании, наверное, я бы ответил ему следующее:


Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.

 А кто же такой Бог, и зачем нам верить в Него? Прежде всего, нужно сказать, что мы знаем о Боге. Не много, так как не можем своим умом охватить его сущность. Однако на основании того, что Бог сам изъявил нужным знать о Себе людям, мы знаем, что Бог это Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий, а также Он Творец, Источник и Податель Жизни (Патриарх Кирилл - «Слово Пастыря»). 

 

Бог создал время и пространство, вселенную и землю, природу и животных, и, наконец, Он создал человека. Создал человека как высшее Свое творение, потому как человек был создан по Образу и Подобию Божию. Человек был создан Богом для того, чтобы общаться с Ним, слушаться Бога, учиться от Него мудрости, и, в конце концов, для того, чтобы самому стать Богом.

 

Будучи Образом и Подобием Божиим, человек получил душу, ум, бессмертие и свободную волю, и именно свободная воля оторвала человека от Бога, породив грех (нарушение воли Божией). Наши прародители изъявили волю нарушить запрет Бога (отведав запретного плода по научению диавола), и тем самым согрешили – совершили превородный грех, сделали свой выбор в пользу зла. Если можно так сказать, Бог очень расстроился, что человек ослушался его, и тем самым (человек) утратил безгрешие (хотя конечно Бог знает все, и он знал что и это произойдет), но Бог, будучи Любящим (я бы даже сказал Абсолютом Любви), не уничтожил человека, но и не закрыл глаза на его ослушание, а создал условия для того, чтобы человек исправился, и исправился, проявив на это свою волю (потому что, если бы у человека не было бы свободной воли, это уже бы не был Образ и Подобие Божие, а подобие животного).

 

Тем самым Бог удалил человека от себя и обрек его на определенные лишения, в целях его исправления. После удаления человека от Себя, Бог лишил человека своей Благодати – Божественной Энергии, которая подается Богом человеку для помощи в его делах, и через которую Бог делиться с человеком даром Своей Божественной Жизни, а также лишил человека бессмертия.

 

Человек произвел на свет потомков, они, в свою очередь сделали то же самое, человечество умножалось, и на протяжении всего этого времени, даже до наших дней, каждый человек делает ежесекундный выбор, изъявляет свою волю и тем самым угождает или делает противное Богу. Однако сложность состоит в том, что первородный грех, явился подобием смертельной болезни, передающейся по наследству, поэтому все люди унаследовали этот грех, и каждый человек от рождения стал подвержен страстям и греху, иными словами каждому человеку невозможно было не согрешить. Чем дальше шло время, тем более человечество не исправлялось, но наоборот отступало от Божией Воли и теряло веру в Бога.

 

Дело в том, что нашему праотцу Адаму и жене его Еве не было необходимости верить в Бога, так как они его видели собственными глазами, разговаривали с ним, ощущали его. Но мы их потомки лишены такой возможности, мы не можем увидеть Бога, потому что на это есть Его воля, более того, мы очень грешны, для того, чтобы увидеть Бога, ведь в Боге нет никакой неправды и он не терпит греха, а также не потерпит грешного человека, если, конечно на это не будет Его особой воли.  

 

Так зачем же нам верить в Бога? Бог устроил так, что душа каждого человека ищет Бога и стремится к нему. Каждому человеку нужен Бог, человек не может прожить без Бога (хотя Бог, конечно, может прожить без человека). Но как нам обрести Бога, если мы его никогда не видели, ведь этого требует наша душа? По словам Святителя Филарета Московского, посредством Веры, мы уверенны в том, что никогда не видели, как в том, что видели, а в желаемом и ожидаемом как в настоящем. Но ведь так верить можно и в какую-нибудь фантазию, которой вообще нет. Это так, но Бог доказывает нам то, что он есть. Мы верим в Бога, и происходит чудо, Он открывается нам, наполняет нас своей Благодатью, показывает нам чудеса, дает сил, излечивает от болезней, успокаивает, дает бесстрашие и уверенность, а также многое другое.

 

Более того, как было сказано выше, Бог открывался некоторым избранным людям, говорил с ними, и они записали эти откровения в Богодухновенную книгу, которая называется Библия.

 

Библия это особая книга, книга историческая и религиозная; книга, читать которую не следует без подготовки, а при чтении обращаться к толкованиям этой книги Святыми Отцами; книга, которая делиться на два больших раздела Старый Завет и Новый Завет.

 

Старый Завет рассказывает нам о том, как Бог избрал себе народ, называемый Еврейским, для того, чтобы подготовить человечество к очень важному событию, без которого человечеству невозможно было бы исправиться и достигнуть заветной цели воссоединения с Богом.

 

Новый Завет, помимо прочих очень важных открытий, раскрывает нам еще одну непостижимую тайну Бога. Бог един в Сущности, но Троичен в Лицах. А Лица его суть следующие: Бог Отец – Безначальный и Всемогущий, то есть у, Него нет начала, и Его никто не создал, а также  нет никого, кому бы Он подчинялся, Бог Сын – Единородный, то есть произведенный на свет только Отцом, и Бог Дух – Вездесущий и Животворящий, наполняющий все, что угодно Богу, Благодатию. То есть у Бога три Личности, но одна Сущность. Примеров этому чуду невозможно найти в тварном, осязаемом мире, наш ум не может вместить этого, поэтому мы не можем понять тайну Святой Троицы до конца, а можем только верить в нее.

 

Новый Завет не только говорит нам о Святой Троице, но и несет в мир благую весть (по-гречески - Евангелие). Благая весть состоит в том, что от избранной Богом, в течение всей истории избранного Богом народа, Девы Марии рождается на свет Спаситель Мира.

 

Кто же такой этот Спаситель Мира, от чего он Спас мир, и как он мог родиться от Девы, которая не знала мужчину? Сей Спаситель Мира есть Бог Сын – Иисус Христос. Соединившийся с человеческой природой (то есть он и Бог и человек), по своей воле, и воплотившийся чудесным и непостижимым для нас образом от Девственницы по имени Мария, для того чтобы спасти (освободить) мир (всех людей, не зависимо от того из избранного они народа или нет), от первородного греха.

 

Как же он спас мир? Сын Божий, будучи единороден Отцу, и будучи с ним одно Лицо Святой Троицы, имеет все свойства Отца, то есть Бог Сын тоже любил человечество. Видя немощь человеков исправиться (очиститься от первородного греха) и соединиться с Богом самостоятельно, Бог Сын изъявил волю показать пример жизни угодной Богу, чтобы такому примеру следовали немощные люди. Иисус Христос, в отличие от Праотца Адама, показал полное подчинение Воле Бога Отца, исполнив Его Волю даже до смерти. Будучи мучимым и распятым на Кресте, Иисус Христос взял на себя все грехи совершенные человечеством в прошлом от его пребывания на земле, и в будущем. Своею добровольной Жертвой Спаситель смыл с человечества первородный грех. Говоря по-современному, Иисус Христос перекупил наши грехи как долги. Поэтому после совершения Иисусом Христом искупления человеческих грехов, Бог Отец дал Ему власть судить людей за грехи после их телесной смерти.

 

Иисус Христос жил 33 года и за это время ни разу не согрешил, явил пример Высшей Любви, и сотворил много чудес, главное из которых, собственное Воскресение после смерти, а также победа над адом и смертью. Воскреснув Иисус Христос сошел во Ад, где находились души всех людей, умерших до Его явления миру, сокрушил врата ада, и вывел из него души праведников, вывел в Царство Небесное, Царство Божие, в котором получил власть от Бога Отца царствовать.

 

Своим последователем, исполняющим все заветы Бога, Иисус Христос оставил обетование Воскресения, Царствия Небесного и Спасения после их телесной смерти (в противовес, ослушивающимся Бога предрек вечные муки). Также Иисус Христос поведал о том, что придет второй раз на землю, но не так как в первый раз со смирением и любовью, а придет во славе, в силе, и с судом на весь род человеческий. Когда Он придет, никто не знает, кроме Бога Отца, но мы должны ждать этого пришествия каждый день и готовиться к нему, выполняя заветы Бога, для того чтобы Иисус Христос не осудил нас на вечные муки, но даровал нам Царствие небесное.

 

Господь Иисус Христос указал нам единственный Путь, для того, чтобы обрести Спасение, Путь этот есть Сам Господь и его учение, а для того, чтобы помочь людям наиболее полно следовать Своему Учению, Иисус Христос основал на земле Церковь Святую Соборную и Апостольскую, для которой стал главным Священнослужителем, одновременно являясь Богом – вторым Лицом Святой Троицы. Роль Церкви в нашем спасении огромна, Церковь – это мистическое Тело Христа, и только став его частью (будучи членом Церкви и участвуя в Ее таинствах) мы можем спастись.

 

Для направления членов Церкви на путь Спасения, а также для отправления таинств, служения хвалебных служб Богу и многого другого, Христос утвердил в Своей Церкви Священство. Первыми Священниками (Епископами) Своей Церкви Иисус Христос соделал своих Апостолов, они же в свою очередь рукоположили (посвятили в Священники) своих последователей, а те своих. При каждом рукоположении каждому Священнику подавалась Богом (и подается, по сей день) Благодать в помощь к совершению нелегкого труда служения Церкви. Так до сего дня эта цепочка рукоположений дошла до ныне здравствующих и служащих священников Православной Церкви (именуемой Святой Соборной и Апостольской).

 

Священники Церкви Христовой не только не прервали цепочку преемственности, но и сохранили Учение Христово неизменным, на протяжении почти двух тысяч лет. А многие из священников, вместе с некоторыми последователями Христа, не возведенными в священный сан, настолько сильно уподобились Христу в Его смирении, любви к ближнему и самопожертвовании (иные даже до смерти), что были прославлены Богом и Церковью в лике Святых. Такие люди творили много чудес при жизни и после смерти, предвидели будущее, исцеляли душевные и физические болезни людей.

 

Так какова же роль Церкви и Святых в нашей жизни? Как уже было сказано, роль Церкви в нашей жизни огромна, в Церкви Христовой (а мы называем ее Матерью), и только в ней, при участии Духа Святаго, совершаются семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Исповедь (Покаяние), Венчание, Соборование (Елеосвящение), Священиство.

 

Первое из этих таинств - Крещение, посредством его человек умирает для греха и рождается для Вечной Жизни, Крещение открывает человеку дорогу в Царствие Небесное, некрещеный человек не может стать частичкой Церкви. Главное же из семи таинств – Причащение, в котором верные чада (члены) Церкви причащаются Тела и Крови Христовых, которыми по воздействию Святаго Духа чудесно становятся хлеб и вино, освященные специальным образом Священниками, во время утренней службы, называемой Литургией, которая совершается ежедневно, и на которой должны присутствовать все верные чада Церкви (хотя бы каждое воскресенье).

 

Через Причащение Православные Христиане соединяются со Христом, и Христос входит в них, давая им сил на пути в Царство Небесное, устланном бесконечными препятствиями в виде борьбы с собственными грехами и страстями.

 

Как уже было сказано, Бог не терпит греха, поэтому человек должен очищать себя от греха Покаянием (которое обязательно перед Причащением), безгрешных людей нет и не было, грешны все, кроме Богочеловека Иисуса Христа. Грехов бесчисленно много, и неосведомленный человек даже не подозревает, насколько он грешен.   

 

Святые, прославленные Церковью, одержали успех в борьбе со своими страстями и грехом (иными словами победили себя, свою злую, неугодную Богу волю), поэтому они являются для нас примером поведения. Святые оставили после себя множество книг (называемых Священным Преданием), читая которые мы можем «возрастать духовно». Угодив Богу своим житием, Святые имеют особое предстательство перед Богом. Бог может не слышать молитвы грешников, а молитвы Святых слышит. Поэтому Православные Христиане обращаясь в молитвах ко Святым (Православные не почитают Святых за Богов, а почитают за своих старших Ходатаев перед Богом), просят их, чтобы они, в свою очередь попросили Бога, о спасении, исцелении от болезней, и о других не противных Богу вещах.

 

Из всех Святых людей особо выделяется самая Святая (Пресвятая), и самая Чистая (Пречистая) Дева – Богородица Мария. В Православных Храмах есть великое множество икон нашей Владычицы, которая по промыслу Христа Бога усыновила всех нас людей в свои дети, и безустанно печется о всех нас.

 

Что же до икон, они есть в каждом Храме, у каждого благочестивого Христианина дома, а иногда и на работе. Православные Христиане при поклонении иконе поклоняются не самому дереву, или материалу, на котором икона написана, но поклоняются образу, на ней запечатленному, будь то Иисус Христос, Богородица, или Святой, и каждому покланяются по своему. Христу кланяются, как творение кланяется Богу, а Богородице и Святым не как богам, но как Заступникам и Ходатаям (ведь мы и в жизни кланяемся тем, кого мы уважаем, или тем, кто выше нас по званию).

 

Благочестивый Православный Христианин должен жить по заветам Бога, должен исполнять его Волю (например, бороться со страстями и грехом, быть членом Церкви, часто исповедоваться и причащаться), а чтобы знать всю Волю Господню и угождать ему, нужно читать Библию и Святых Отцов, что в совокупности прольет еще больше света на то, что же такое Православие и как человеку найти Истинного Бога и обрести Спасение.

 

Ниже приведен список книг, который рекомендуется заинтересовавшемуся читателю к прочтению, для более подробного ознакомления с предметом настоящей статьи, которая достаточно скудно описывает предмет Православной Веры: 

 

1.    Священное Писание: Новый и Ветхий Завет.

2.    Священное Предание:

2.1.        Патриарх Кирилл. «Слово Пастыря».

2.2.        Протоиерея Александр Мень. «Как читать Библию».

2.3.        Святитель Феофан Затворник. «Четыре слова о молитве».

2.4.        Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».

2.5.        Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. «В МИРЕ МОЛИТВЫ».

2.6.        Святитель Игнатий Брянчанинов. «В помощь кающимся».

2.7.        Преподобный Серафим Саровский. «Духовные наставления инокам и мирянам».

2.8.        Игумен Иларион (Алфеев). «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие».

2.9.        Игумен Петр (Мещеринов) «Беседы о вере и Церкви».

2.10.   Священник Анатолий. «На пути к Богу. Опыт воцерковления в современном мире».

2.11.   Преподобный Отец наш Авва Дорофей. «Душеполезные поучения и послания».

2.12.   Святитель Филарет Московский. «Катехизис».

2.13.   Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

2.14.   Иерей Олег Давыденков. «Догматическое богословие».

2.15.   Протоиерей Владислав Цыпин. «Каноны и церковная жизнь».

2.16.   Протоиерей Александр Шмеман. «Исторический путь Православия».

2.17.   Митрополит Антоний Сурожский. «Беседы о Вере и Церкви».

2.18.   Митрополит Антоний Сурожский. «Беседы на Евангелие от Марка».

Комментарии  

Anton
#15 Anton 20.10.2010 13:42
Отец Евгений,

Низкий Вам поклон за Ваши замечания,

Текст выше был отредактирован, согласно Вашим предложениям.
Цитировать
священник Евгений
#14 священник Евгений 19.10.2010 23:53
Неплохая катехизическая квинтэссенция. В пояснении спасения человека Христом имеется недостаток - изложена лишь юридическая сторона. Спасение - это в первую очередь исцеление поврежденной человеческой природы. Надо добавить учение о первородном грехе. А иначе не вполне ясно зачем нужен Спаситель. Нет учения о Благодати Божией. Фраза о Церки "Для того, чтобы облегчить своим последователям путь ко Спасению, и направить их на нужный путь" - неясная. Получается, что Церковь лишь облегчает спасение, но можно и так... Церковь - это мистическое Тело Христово. Только став частью Христа мы можем спастись.
Всякое краткое изложение веры с одной стороны удобно и необходимо, но всегда есть опасность представить веру слишком примитивно, упрощенно. Надо знать кому какое исповедание предлагать. Некоторым людям необходимо самое простое, даже детское изложение догматов, а иным - учение о Божественных Энергиях Максима Исповедника. А в целом нам надо почаще задумываться о том, как кратко, но интересно и доступно рассказать о красоте и величии Православия.
Цитировать
Протоиерей Александр
#13 Протоиерей Александр 18.10.2010 22:10
Цитирую Anton:
Отец Александр, так рекомендуете этот текст к просмотру незнакомым с верой или нет?

Да, этот текст вполне можно давать..
Цитировать
Anton
#12 Anton 18.10.2010 19:01
Отец Александр, так рекомендуете этот текст к просмотру незнакомым с верой или нет?
Цитировать
Протоиерей Александр
#11 Протоиерей Александр 18.10.2010 15:01
Хорошо составленный текст.
Цитировать
р.Б.Алексей
+1 #10 р.Б.Алексей 18.10.2010 13:10
Цитирую Сергий:
Судя по напряженному молчанию батюшек здесь все неверно ;-)


Ну, или наоборот... Все ж таки молчание - знак согласия :). Уважаемые Отцы, ждем Вашего веского слова!
Цитировать
Сергей
+2 #9 Сергей 18.10.2010 13:01
Судя по напряженному молчанию батюшек здесь все неверно ;-)
Цитировать
Anton
#8 Anton 16.10.2010 15:36
Анастасия, спасибо на добром слове.

Наташа, спасибо, конечно ничего обидного и быть не может, статья написана для пользы людей, которые не знают ничего о Православии, а не для рисования. Замечания смиренно приветствуются.

Алексей, мы ждем одобрения Батюшек на такое важное дело, так как они знают больше нас. Вдруг что-то не верно.
Цитировать
р.Б.Алексей
#7 р.Б.Алексей 16.10.2010 14:11
Сергий, я даже предлагаю данный материал закрепить где-нибудь на главной странице. И пометь, как "Важное".
Цитировать
Anastassi_ya
#6 Anastassi_ya 16.10.2010 12:39
По-моему, замечательная статья и для только начинающих интересоваться Православием как раз вкратце и ненавязчиво расскажет основы, а дальше уж каждый сам решит, нужно ли ему/ей углублять знания.
Антон, спасибо Вам!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...