Свидетельства веры

Дмитрий Кузьменко, 29 лет, г.Алматы, Казахстан. Сотрудник информационного агентства. Ныне координатор молодежного православного образовательного проекта.

В наше время надо как никогда остро осознать свою роль как христианина в обществе. Если бросить взгляд в историю, то во время становления христианства как государственной религии, управляющей общественными нормами, само понятие «христианин» подразумевало под собой и христианские поступки: участие в делах Церкви, морально-нравственный облик, жизнь в соответствии с заповедями Христа — и все это было неотъемлемой нормой жизни. Сразу же оговорюсь, что не смотря на все это было и достаточное количество людей живших по другим, преступным законам. Но в целом, нормы жизни были ясны, роль христианина в обществе понятна, потому что и общество было христианским. После этого именно период безбожия как раз таки изменил моральный облик человека современного «мирского» общества. Оттого  в мире потеряли популярность такие замечательные добродетели, как честность, любовь к ближнему, смирение, верность и честь, а посему именно сегодня и встал перед нами  особенно остро вопрос осознания своей роли как последователей Христа. Роль эту нужно не только понять и «примерить на себя», но и задуматься, а что в этой роли мы можем сделать Христа ради? Не для ублажения собственной гордыни, а Христа ради, что бы человек, любой, посторонний, просто посмотрев на нас, задумался о жизни, о своих собственных поступках и обратил свой взгляд ко Христу. Как тяжело укрыться от соблазнов окружающего мира, так же и тяжело проявлять добродетель, соотносясь с окружающей действительностью, как же на этом фоне легко убедить себя, что жизнь никчемна, а помощь никому, оказывается-то и не нужна, а если и нужна, то все возможности перекрыты, и приложить себя некуда. А уж тем более, прикрыться незначительностью тех или иных дел, мол, что это там, например полы помыть в храме — никто ведь даже не заметит. Но вот как раз таки с этих небольших поступков открывается путь к большей добродетели. Именно к этому надо стремиться, над этим трудиться. Никто не говорит, что быть христианином легко. Наоборот, сложно! И сложность заключается не столько во внешнем «чине», соблюдении обрядовости, поста, молитвы и прочего, но и в делах милосердия, ведь без дел вера-то мертва. И в миру можно послужить Господу. И не зря преподобный Серафим Саровский говорил Мотовилову о том, что наступает новая эпоха служения Христу – служение в миру. Творить служение каждый должен на своем месте, в соответствии со своим призванием и мерой своего таланта. А то какой прок от нашей «святости», коли мы, попостившись и отстояв Литургию в храме, возвращаемся домой и равнодушно проходим мимо человека, лежащего на тротуаре. Или тут же в спешке убегаем из храма, когда, может, понадобится помощь престарелому батюшке, к примеру, подготовить воду ко крещению. Или собрать вещи, иконки, небольшие пожертвования и отнести их в хоспис. Побыть с этими людьми, оказать поддержку. Нужно попробовать заглянуть в глубину себя, а затем оглядеться  вокруг. Даже наши родственники, близкие нам люди зачастую страдают в одиночестве, а мы не видим этого и в спешке забываем хотя бы сказать им добрые слова и уделить хоть какое-то время. Да, так уж сложилось исторически, что христианские общины, точнее жизнь внутри общины стала разрозненной. Порой мы не знаем с кем рядом молимся, кто просит нас передать свечку к празднику, зато мы умеем критиковать и замечать ошибки. И тут мы теряем ту общность и ту целостность, сохраняя которую, мы именуемся Церковью Христовой. Кем мы тогда становимся? Мы или обособленно молимся или обособленно общаемся со священником, порой не замечая или отмахиваясь от суетливого существования ближних, тех людей, с которыми только что молились вместе на Литургии. И дело зачастую бывает не в «закрытой» общине, а в нас самих, в нашей косности и нашем нежелании принимать участие в ее жизни. Мы перестаем быть Церковью, а становимся какими-то обособленными захожанами, несмотря на то, что исправно присутствуем на богослужениях, но жизнью Церкви не живем. Наверное, надо задуматься над смыслом Церкви и нашего места в ней,  и быть, а не только называться Православными Христианами.

Римма Кубикова, 58 лет, Красноярский Край, Россия. Представитель СМИ.

Для меня важным открытием стала расстановка приоритетов церковной иерархии, приоритетов тех сил, которые придают жизнь Церкви как братству верующих во Христа, живущих Им и стремящихся к Нему. Понимание, что я, остров, который должен пристать к материку, и без которого материк будет не совсем таким, каким его созидала природа. Я нужна этому материку, и мой остров должен к нему пристать, стать его частью. Мое былое внутренне неприятие, непонимание и отторжение теоретизирования по поводу такого постулата как Святый Дух, к счастью, не выдержали поверку полученным знанием. Мои первые шаги в изучении Православия — эти первые четыре месяца, помогли мне стяжать этот Дух, пусть не звучит это крамольно и гордо. Конечно, крошечную каплю, которую я могу вместить. Но помогли мне в этом и размышления над теоретическим вопросами. И таких маленьких прорывов в моей духовной биографии несколько. Опять же повторяюсь, у других они другие. Но, безусловно, есть.
Я не приемлю высокой трескотни, особенно на религиозные темы, которой в наши дни так много и за которой не стоит не личный духовный труд и путь, ни долгие часы размышлений, а так, одно хватание вершков. Эту фальшь я всегда остро ощущаю как некий неприятный звук, вроде звука лезвия по стеклу. В своих последних  записях, которые удавалось перечитать, ни разу не резанули ни фальшь, ни выспренность. Зато было немало интересных размышлений, часто воодушевляющих, иногда полных сомнений. И я сделала еще один вывод: мои сомнения — есть проявление моей греховной неуверенности в себе и, что еще огорчительней, подозрения в этом грехе других.
Я уношу с собой самые простые, первичные истины. Если быть точнее, то вера помогла мне сложить воедино осколки тех мыслей, прозрений, открытий, которые удалось выудить в потоке самой разной, полученной отовсюду информации. Например, что Церковь не строение, а мистическая реальность — единство душ верующих во Христа, живущих Его заповедями. «Стяжать Святаго Духа», оказывается, не просто высокие слова, а действительное получение силы и помощи.
И последнее. Я вынесла из этих месяцев труда целый ворох тем и проблем, над которыми буду продолжать работать. Во имя Христа. А во имя Христа всякий труд и всякое самоограничение легко.

Денис Фадеев, 31 год, г.Тараз, Казахстан.

«Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его» (Пс.39:4).  Думаешь, смотришь вокруг — все убеждает и говорит: действительно блаженнее всех тот, кому упование — единый Бог, и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это — суета, неистовления ложная, и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: рех во изступлент моем (Пс.115, 2). Порой человеку свойственно забывать о том, что мы должны уповать на Бога и ни на кого не надеяться, и часто наши взоры только и направлены на попечение о земной жизни. В земной суете забываем о жизни вечной.

Ольга Шлифер, 26 лет, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Дизайнер.

Наибольшая, первейшая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею душею твоею, всею крепостию твоею» (Мф. 22, 37-40). Это основа поведения в жизни христианина — любить Бога. От этого и происходит и жизнь, и дела человека. Последнее время задаюсь вопросом: так почему же именно христианство наиболее гонимая религия? По сути ведь Бог есть любовь, и все призваны любить и помогать другим.

В жизни каждого человека, верит он в них или нет, порою происходят чудеса. Не всегда только человек их замечает, а порою не хочет замечать; то ли по неверию своему, то ли гордости и самомнению, то ли по глупости. А чудеса случаются, и очень часто! Чудо —  доступное внешнему наблюдению сверхъестественное действие или событие, производимое Божественною силою. Случаются они иногда и при нашем участии, только чуда без веры не произойдет. Иисус Христос сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его» (Мк.11:23) А обрести веру —  истинную веру в Бога —  само по себе чудо. Смысл христианской жизни заключается в любви Богу. Это главная заповедь, а по вере нашей и воздается нам: кому-то много, кому-то нет. Главное — не отступать назад, а всегда двигаться только вперед! Но чудеса —  лишь толчок, средство и указатель пути (и дай Бог, чтоб так и было), а дальше человек должен сам учится любить Бога, искать Его, хотеть встречи с ним. Во многом нам помогает Церковь — храм душ человеческих, в которых живет Господь. Но на пути к Богу нам встречаются не только чудеса и светлая радость, но и обратное — усиленные препятствия.
Хочет человек в церковь пойти — ему говорят: «Не ходи, других дел полно». Хочет человек помочь чем-то, ему говорят: «Не надо, и без тебя плохо». Сколько я разговаривала с верующими, обычно всем (и мне в том числе) что-то всегда мешает. Либо родственники против, либо работа не позволяет, либо болезнь одолеет. Даже руки порою опускаются.

Самое сложное и самое сильное — это вера. Вера такая, которую ничто не может сломить. Не препятствия, ни жизненные обстоятельства, ни все «сладкие» искушения мира. Человеку очень тяжело во что-то верить, так как жизнь обычно дает результаты с точностью до наоборот. И доказывать надо делами веру свою, «вера без дел мертва» (Иак.2:17). «Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу; потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать» (Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021)). Если вера твоя при тебе и с делами ею диктуемыми все в порядке — тогда чудеса случаются, и люди меняться начинают, и окружающий мир меняется. Без веры в Бога просто не выжить людям, оставаясь при этом людьми. Не открыть чего-то нового, не написать книгу, не нарисовать картину. А ведь это и есть чудо.

Константин Зайцев, г.Усть-Каменогорск, ВКТУ преподаватель философии.

Мой путь к вере шёл и идёт пока через разум. Солидарен с аргументами протодиакона Андрея Кураева, согласно которому рациональные доказательства бытия Бога не являются в строгом смысле таковыми. Они лишь «доказывают» необходимость существования Бога. Так и у меня вышло. Увлекаясь философствованием, обсуждая казалось бы бесконечные вопросы о жизни, смысле, знании и т.д., и  вдруг стало совершенно очевидно, что либо нужно признать существование Бога, либо я должен принять бессмысленность всего сущего, включая, конечно, бессмысленность собственного существования. Получается, что я стал вынужден допустить существование Бога, а значит если я откажусь верить, то мой отказ будет совершенно не обоснован. И здесь возникло две проблемы: где взять веру сердечную, а не умственное допущение, и в кого верить, ведь допущение о существовании Бога не содержит ничего об образе Его, это и Зевс может быть и Космический Разум и т.д. Если второй вопрос, как мне кажется, допустимо решать интеллектуально, то первый таким путём не разрешим. Обратившись к догматам, которыми руководствуются приверженцы того или иного вероисповедания, можно довольно четко представить себе основные «за» и «против», и на этом основании определить что выбрать, но веру как переживание так получить нельзя. Парадоксально, но именно рациональные доводы приводят нас к тому, что вера не приобретается рационально, а находится или раскрывается в мистическом опыте.

Марина Колосова, 46 лет, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Пресс-секретарь Усть-Каменогорского благочинного церковного округа. Экс-редактор журнала «Деловой Усть-Каменогорск».

Есть такая хорошая фраза: «Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни». Всю мою жизнь Господь терпеливо и с Отеческой любовью вел меня к себе, как заблудшую и упрямую овцу, отбившуюся от стада. И, слава Богу, наконец-то, привел, как первоклашку в свою Школу Жизни — Церковь Христову.  Что можно добавить? Сказать, что мне удалось прийти к Богу, пока, наверное, в полной мере я не могу. Вернее будет, если скажу, что я постоянно иду к Богу. И эта дорога к Богу, то чиста и ясна, как солнечный день, то пролегает через буреломы грехов и страстей в кромешной тьме. Не могу точно назвать тот  день и час, когда я уверовала, но сколько себя помню, особенно в трудную минуту всегда говорила: «Господи, помоги!» или «Господи, спаси и сохрани меня грешную!» А искушения и препятствия, они буквально ежеминутны. И чем, кажется, ближе ты подходишь к Господу, тем зорче следит «враг», подстерегающий и искушающий на каждом шагу, и не желающий, чтобы редели его ряды.
А я? Какие выводы для себя сделала? Жить нужно так, словно каждый день твой последний и в любую минуту Господь может призвать нас к себе, что тогда скажем мы Ему в свое оправдание? Ведь чаша наших, особенно нераскаянных, грехов, перетянет чашу наших добрых дел! Дай нам, Господи, всем покаяния и избавления от своих страстей и грехов! Спаси всех нас, Господи!

Александр Калмаков, 31 год, г.Алматы, Казахстан. Владелец RR-агентства.

В последнее время для меня смысл понятия «религиозный опыт» сильно изменился. Если раньше под этим я понимал некие мистические переживания, которые порой у меня случались во время медитаций (раньше увлекался йогой и т.п.), или в момент сна, когда я осознавал, что все, что я вижу в реальности не существует, а только мне снится, то теперь под этим понятием  я понимаю совершенно другое. Религиозный опыт — это опыт повседневной жизни, опыт принятия решений, опыт поступков, в общем, всего того, что происходит в жизни всех людей, но… это решения и поступки, которые совершаются с верой в высшую Разумную Силу, чья воля есть Истина. Она есть Истина в любой момент времени, даже тогда, когда тебе кажется, что мирское представление о сути явлений гораздо практичнее. Процесс принятия решений и опыт поступков с такой верой и являются, на мой взгляд, религиозным опытом. Потому что, когда живешь с верой, то вдруг ощущаешь, что не мир тобой управляет, а ты управляешь миром. Ты реально его меняешь и меняешь в лучшую сторону. Только с верой ты становишься творцом, а не управляемым «миром» объектом с простым набором функций, из которых главная — потребление. В этом творении человек способен сблизиться с Богом, соучаствовать ему в процессе Творения. И это есть, угловато выражаясь, главное чудо, даруемое Всевышним человеку. Главное, потому что, в отличие от чудес «внешних», как бы они ни поражали воображение, только это чудо дает человеку истинную свободу и истинную жизнь.

Константин Дубров, 34 года, г.Актобе, Казахстан.

Существует две сферы жизни человека — материальная и духовная. Первую можно познать с помощью науки — разума, логики, опыта и экспериментов. И что важно —  итоговое «верю-не верю, доказано-не доказано, истина-не истина» определяется исходя из полученных в итоге доказательств. Ограничение в изучении и познании этой сферы составляют лишь физические возможности человека и уровень развития науки на определенный исторический момент. В духовной сфере все сложнее. Ее можно познавать душой и сердцем. Причем, как это получается мне объяснить пока сложно, это нужно ощутить (раньше, когда я слышал подобное, казалось — бред, слепая вера и т.д.) И главным инструментом познания в духовной сфере выступает духовный опыт.
При этом разум и логика как бы присутствует, не отключается, но в противоречие с душой и сердцем не вступают, а дополняют что ли, служат для итогового обобщения полученного опыта. А вот с доказательствами здесь получается, что они как бы и не нужны, или вернее они иные, чем при использовании разума и логики. Работает не логический, а какой-то душевный механизм (как бы, душевная логика) — ощутил —  получил опыт — понял и поверил. Вот этот опыт как бы и является собственно доказательствами, и для Веры их достаточно. А вот обогащают, наполняют духовный опыт — личный опыт, изучение Святого Писания, факты божественных Чудес (когда они от Бога) и собственно Его Божественные Шаги навстречу. И это не разные пути, а как бы единый поток, объединяющий множество взаимодополняющих ручейков.
Хотел бы отметить только, из личного опыта, что все эти «пути» эффективны, если можно так выразиться, когда идешь по ним и смотришь на мир через призму Любви, только тогда и открывается Понимание.

Анатолий Степанов, 52 года, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Преподаватель кафедры философии ВКТУ.

Мораль и нравственность, как социальные действия, сами по себе очень и очень важны, но имеют прикладное значение в процессе приближения к Богу. Они не самоцель, а одновременно и средство и сопутствующий плод. Средство приближения ко Христу, средство личного Богообщения. Почему «светская мораль» сама по себе не исцеляет а только направляет отношения с людьми? Скорее всего, потому что она создана самими людьми или усваивается только в отношениях между людьми не касаясь их природы. Это примерно как если бы, в психиатрической больнице, когда сами пациенты, считая что они здоровы пытаются при этом себя же лечить. Больной больного не исцелит и нужна внешняя помощь. В Таинствах — это помощь Бога на пути исправления и исцеления своей натуры. Социальные нормы относительны, религиозные абсолютны, а потому и первичны. Магические действия выполняются как средства для того что надо мне. Таинства — это то, что надо всем, а отсюда и настоящему мне. Так как наша природа изначально больна, греховность нашей натуры приводит к тому, что я совершаю беззакония, поддаюсь соблазнам и гордыне, то и правила поведения среди больных не могут быть нормальными, а только искривленными и греховными. Важно не мое отношение с людьми, выстраиваемое только для того, чтобы мы не ссорились и не убивали друг друга, или просто выживали, а важно мое сознательное и личное общение со Христом, общение ежеминутное и непрестанное, свободное и сознательное. Церковь, как увы многие ее понимают, обряды, догматы и нравственность, без непосредственного общения Бога и человека не является Таинством, а магией и фарисейством. Через Таинства нам дарована возможность вернуть свое естество к образу и подобию Бога, первоначальное естество, наполненное Благодатью и Любовью. Такое Богообщение становится реальным и конкретным только в Церкви, и только через Священные Таинства, которые человеческим разумом (неисцеленным и греховным) непостижимы, а постижимы лишь верой. Через Таинства Церковь становится Церковью, а мы приобретаем жизнь вечную и спасение. В Таинствах Дух Святой приобщает нас ко Христу и делает нас вместе единым телом. Таинство — действо Церкви, которое видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа. Только при наличии в душе благодати я способен к преображению своего естества, исправлению своей природы и исцелению. Тогда я частичный, независимый, и, как я думаю, адекватный и самостоятельный (можно по-другому сказать, самоуверенный и гордый) думающий только о себе, о своих и для себя, начинаю вдруг (после преображения) видеть других, чувствовать свою сопричастность с ними, понимать их боль и проблемы. Таинство не действует во мне помимо моей воли и разума, с другой стороны не управляется только моим разумом и волей, а происходит чудесным образом, как встреча моей воли и Божественной, как добровольное общение моей личности и личности Бога. Магические действия дают определенные силы и возможности человеку независимо от его состояния или желания, эти способности, силы и энергии безличностны. Благодать же, передаваемая человеку от Бога напрямую зависит от духовного состояния человека, вызванного личным его отношением к Богу. Как известно со слов старца Силуана, на Афоне почти все те, кто туда попадает, в первый месяц получают великий дар Благодати, но в течение года большинство из них теряет его в силу того, что не выдерживают такого испытания.
Христианские Таинства не являются чем-то эзотерическим, то есть сокрытым ото всех, кроме посвященных, как в оккультизме. А Таинства — потому что Благодать Божия, которая нисходит в это время на человека, незрима для него, не за заслуги и труды, не за определенные правильно совершенные действия, а даром, не подвластно нашему разумению. Что же является условием действительного дара крещения, дара получаемого во всех Таинствах? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16). Под верой имеется в виду благоволение, с которым мы приступаем к самому Богу, покаяние и страх, сокрушение и осознание того, что недостоин, но Бог милостив и потому попускает общаться с Собой. Таинственное послание человеку определенного дара Божьего связано с конкретным церковным священнодействием. Действие происходит через священника, но дар дается самим Богом, который смотрит не на тело, а на сердце человеческое. Первое и главное Таинство, вводящее человека в Церковь — Крещение. С одной стороны, Крещение — это прощение первородного греха и исцеление поврежденной человеческой натуры, а с другой стоны, происходит «посев». При Крещении таинственным образом, разумом не воспринимаемым, дается семя нового человека, из которого может он появиться, а может и не появиться. При Крещении семя нового человека засевается в душу новообращенного, но растить его надо самому, от того и свобода воли. Крещение само по себе, как в магии или медиумизме, не исцеляет, а предначинает движение нашей души к покаянию и смирению, как созданию условий для веры живой и любви животворящей. Тогда Христос насаждается в сердца наши, как семя в землю Таинством Священного Крещения. А семя в нас произрастает по мере возделывания души нашей евангельскими заповедями. Как здорово и красиво! В этом действии ничего не совершается механически, само собою, без моего участия, а все проистекает как решимость моей нравственно свободной личности. При такой решимости Таинства позволяют мне справиться  с моими слабостями, дают мне силы и энергию не творить беззакония и не грешить больше. Без моей воли и моего духовного напряжения грех из меня автоматически не исчезнет. А Благодать, данная нам в Крещении, и помогает изгнанию греха и воскрешению из мертвых. Современный мирской опыт по сути — опыт языческий. Когда надеются на кого-либо: кто-то спасет и поможет, кто-то ниспошлет и вылечит, кто-то защитит и выучит, если мы за это ему… А духовный подвиг и заключается в принятии на себя добровольно и сознательно труда по исправлению своей природы и взращиванию духовного зерна.

Валентина Бочарова, 62 года, г. Усть-Каменогорск, Казахстан.

Крестный ход в колонии.
Нынче, как и каждый год на Пасху, проводим крестный ход в колонии. Казалось бы можно уже привыкнуть к этому и не волноваться, но вновь и вновь на сердце тревога, волнение, как-то все пройдет?
Начинается подготовительная суета: договариваемся с журналистами, телевидением —  кто из них вырвется из суеты мирской и захочет окунуться в мир Православия. Договариваемся с замполитом колонии о времени проведения крестного хода, о разрешении пользоваться фотоаппаратами и т.д. Готовим сумки с угощением — куличи, яйца крашеные, булочки, конфеты — все, что приносят в храм на пожертвование. Бабушки прихожанки, как узнали что мы собираемся в колонию, приносят варенье и другие сладости. И так приятно собирать для заключенных наших братьев христиан все эти пасхальные приношения и так хочется принести им эту пасхальную радость. Но вот, позади все приготовления и мы стоим у ворот колонии, и ждем, пока нам оформляют пропуска. Нас шесть человек: отец Евгений с пономарем Сергеем, мы с Натальей идем как певчие, и двое журналистов. Все нагруженные: сумки с продуктами, свернутые хоругви, длинные трехметровые древки для хоругвей, чаша для освящения воды, праздничное красное облачение батюшки, кадило, фонарь со свечой и т.д. Пока оформляют пропуска, начинаем разжигать кадило. Ветер задувает спички и ничего не получается. Наталья заслоняет кадило от ветра и усиленно читает молитву «Христос Воскресе из мертвых…», это помогает и вскоре бумага ярко горит, нагревая и зажигая угли. Пропуска готовы, и мы всей процессией, нагруженные, заходим вовнутрь колонии. Быстро проходим досмотр и двигаемся дальше, оставляя после себя шлейф благоухания ладана. В зоне нас ждут, караулят у входа, навстречу нам уже идут наши православные христиане, приветствуют нас и быстро разбирают у нас все вещи. Мне радостно видеть, что пришло много народу, значит верят, значит не стесняются, не боятся исповедовать свою Православную Веру. Все идем в храм святителя Николая Чудотворца, который стоит во дворе колонии. Храм этот построили сами заключенные под руководством отца Евгения, и какой же он замечательный получился! Небольшой, аккуратный, выстроенный по всем правилам строительства храмов. А внутри все стены и потолок расписаны иконами и сценами из жизни Христа. Пока батюшка облачается в алтаре, ставим на древки хоругви, наливаем святую воду, готовимся к крестному ходу. С пением «Воскресение Твое Спасе, Ангелы поют на небесех…» батюшка выходит из алтаря широко раскрыв царские врата и все врата алтаря. Выстраиваемся по порядку: первым Сергей несет фонарь с крестом и неугасимой свечой. Сергей пономарь и идет в красном облачении. За ним идут три пары человек, несущие хоругви, затем идут все, кто несет иконы, затем идет батюшка с кадилом и кропилом, возле него справа идет Станислав с чашей со святой водой, из которой батюшка кропит всех при возгласе «Христос Воскресе!». Следом за батюшкой идем мы с Натальей, подпевая ему. За нами идут все остальные, желающие пройти крестным ходом и, конечно же, идет охрана. Ах какой чудесный день, какой чудесный крестный ход, какие милые, чудесные люди вокруг. Охранники улыбаются и закрываются от святой воды, брызги которой попадают на них при кроплении батюшкой. По всему периметру колонии, где проходил крестный ход, стоят осужденные, все вышли посмотреть на крестный ход, и провожают нас взглядами и улыбками, многие кричат в ответ: «Воистину воскрес!». Во всех окнах вторых и третьих этажей зданий колонии также стоят люди и многие крестятся и на возглас священника «Христос Воскресе!» шепчут «Воистину Воскресе». Господи! Воистину чудеса творишь Ты! Вот здесь, в колонии, где находятся презираемые обществом люди, Ты изливаешь свет благодати в сердца их и наполняешь души их светом веры и надежды. Мы идем крестным ходом, обходя всю территорию колонии, освящая её молитвой и святой водой. «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

Максим Кривоногов, 36 лет, г.Петропавловск, Казахстан

История государства или история развития народа — это, прежде всего, даты событий которые являются переломными. При изучении истории Церкви открывается несколько другая картина. Конечно можно разделить ее историю на определенные этапы: апостольские времена, время гонений, период вселенских соборов, время разделения и, наконец, наши дни. Но это было бы правильно, если бы мы изучали временную формацию. Церковь же является непоколебимой основой человеческого спасения, т.е. Церковь есть единица вечная. Поэтому разделять периоды ее жизни на земле можно только условно. Ведь и во времена апостолов и до сегодняшних дней Церковь остается неизменной, основываясь на Священном Писании и Священном Предании. Она имеет свое начало со дня сошествия Святого Духа на апостолов. И, переходя из века век вместе со всем человечеством она, Церковь Воинствующая, встретит конец человеческой истории на земле, но сама не исчезнет, а останется. Но уже как Церковь торжествующая.
Так что же такое история Церкви? Это история спасения человека, каждого в отдельности, и одновременно всех людей, как единого организма. На пути этого спасения, конечно, случались и взлеты и падения. Даже первые христиане, в рядах которых были очевидцы земного пути Спасителя нашего, так же оступались на своем пути. Апостол Иуда пишет в своем послании: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд.1:4). Так же, апостол Иоанн Богослов: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (« Иоан.1:7). Апостол Павел предостерегает первых христиан держаться спасительного пути по принципу «все мне дозволено, но не все мне полезно» (1 Кор.6:12). Второй и третий век во времена гонений на Церковь дали нам сонмы небесных заступников, перечислить которых нет возможности, как в следствии их многочисленности, так и оттого, что многих мучеников мы не знаем по именам. Однако и в те времена известно немало свидетельств и печального признания фактов падения отдельных членов Церкви. Казалось бы, с прекращением гонений Церковь должна была начать расцветать. Но это время, называемое периодом Вселенских соборов, было временем не менее сложным чем гонения. Собирались Вселенские соборы, для того, чтобы отстоять самое главное в учении Церкви — ее догматы о Боге, о спасении человека. Чем же закончились Вселенские соборы, Торжеством ли Православия? Если брать хронологию, то, увы, не только торжеством, но и разделением Церкви. В то время многие забыли слова Спасителя «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Нельзя подчинить человеческим законам жизнь Церкви, может быть, даже и с самыми благими намерениями. Последствия не заставили себя ждать. Но и это тоже история Церкви. Нет для Церкви времени покоя, и нет времени отдохновения. Вот и сейчас — как и на протяжении прошедших веков, она так же стоит на передовой фронта войны за спасение человека. Как и прежде, она есть непоколебимая основа для Евангельской проповеди. Возникает вопрос: «Кто же сегодня творит ее историю?» А кто иной если не мы? Прошлого изменить нельзя, а сегодня именно нам дано сделать хоть чуточку для Церкви.

Нелли Краснобаева, 40 лет, г.Усть-каменогорск, Казахстан. Декан кафедры философии ВКТУ

Впервые придя в Церковь, человек сталкивается с совершенно новым, незнакомым и непонятным ему миром. И сложно понять, где его путь.  Наверное, самое главное, что я на сегодня получила — это попытка понимания: я-то с Богом как? Не подменяется ли жизнь с Богом, жизнь Богом, не заменяется ли она только чтением духовной литературы, правилами, обязанностями, запрещениями — всей внешней формой, обрядом? Спасибо братьям и сестрам за великолепные и насыщенные беседы, в результате которых я поняла, как много мне еще нужно узнать, понять, оценить и с чем смириться.
«Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бог есть?» «Что для Вас религия?» — эти вопросы, стали для меня основными в объяснении понимания религии и её месте в моей жизни. Изучив большое количество различных мнений, могу констатировать, что, религия — это осознанная вера человека во что-то сверхъестественное, которое выше человека. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Наверное, для меня больше подходит и самое древнее определение религии, от которого и произошло самое слово: religio (religare, связывать), включающее то, что религия есть связь человека с Богом. «Обязательства человека в отношении Бога   — вот что значит религия», — говорит Вовенарг. Такое же значение придают религии Шлейермахер и Фейербах, признавая основой религии сознание человеком своей зависимости от Бога. И еще: «Религия есть результат потребности души и проявления разума» (Б.Констан). Религиозная вера сохраняет качество своей практически-истинной универсальности и в структуре мировоззренческих ценностей современного мира. Для множества людей религия является тем духовным камертоном, по которому настраивается все их существование. То, что, позволяет возвыситься над неразберихой житейских ситуаций и бросить взгляд на свое мирское существование. В итоге хотелось бы привести мудрое еврейское изречение, что «душа человеческая есть светильник Бога». Человек есть слабое, несчастное животное до тех пор, пока в душе его не горит свет Бога. Когда же свет этот загорается (а зажигается он только в душе, просвещенной религией), человек становится могущественнейшим существом мира. И это не может быть иначе, потому что действует тогда в нем уже не его сила, а сила Божия.

Татьяна Алилуенко, 38 лет, г. Орджоникидзе, Украина

Новоначальных «Господь на руках носит». Так произошло и со мной. В поисках ответов на вопросы желающего воцерковиться (тогда я даже слова этого не знала), я «бродила» по православным сайтам, и вдруг вижу на «Азбуке.ру» (azbyka.ru) объявление о наборе на Православный Интернет-Курс (pravkurs.ru). Не имея опыта молитвы, я попыталась, как могла, обратиться к Господу за помощью, оно или нет. Мне Господь ничего не «сказал». Я подумала, значит, решение придется принять самой. Но ведь я обратила внимание на это объявление! Участвую в собеседовании. Прохожу. Но до начала семестра — целый месяц. Спасибо «Азбуке». С ней я пережила первый в жизни пост. Со статьями «Азбуки» начала читать рекомендованную литературу. Стала ходить в храм, исповедоваться, причащаться. У меня навсегда останется в памяти ощущение полета от первого того месяца. А дальше, как у многих учащихся на Курсе, посыпались неприятности. Вдруг заболевает муж. Ну, конечно же, не вдруг. Обострение хронического панкреатита вдруг не бывает. Голод, холод и покой с поддерживающей терапией не помогает. В больницу категорически отказывается идти (все знают, как упрямы бывают мужчины). Слабеет и желтеет. Дошло до того, что сына трехлетнего от слабости нести не мог, потом исходил. Пришлось снова самой принимать решение. Главврач больницы иногда ведет прием по личным вопросам. Вот со своим вопросом я и пришла. «Заочно» укладываю мужа в больницу, остается только его об этом поставить в известность. Всю дорогу к нему на работу я просила у Господа, чтоб он вложил мне в уста нужные слова. Не вложил. Зайдя в кабинет, не смогла внятно начать объяснение — у меня потекли слезы. Муж согласился пойти на прием к хирургу. Хирург после осмотра его даже домой не отпустил: «В палату! Жена все принесет». Три дня капельницы, уколы, голод и покой. То время — время непрестанной молитвы. Когда готовила кушать, когда читала сказки сыну, когда бежала в больницу с минералкой — я ни на секунду не отступала. Я не вникала в тонкости лечения, врачи делали, что считали нужным. Я молилась своими словами. Молилась по молитвослову. Молилась Господу, Божией Матери, святым, своему Ангелу Хранителю, его Ангелу Хранителю. Все знают, что такое больница, что такое, когда любимый человек в опасности. Бываешь готов даже поступиться принципами ради любимого. Ни для кого не секрет, что врачи «берут» подарками ли, деньгами ли… Спросила и я у своей знакомой медсестры, что принято давать. Она мне сказала. Я приготовила эту сумму. Но по дороге в больницу приняла решение, что эти деньги пожертвую на строительство храма. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. … У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4). Я так и сделала. Тихонько положила в ящик и незаметно с молитвой ушла: «Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием всемощного Врача, Христа Спаса нашего…» И вот первое обследование — УЗИ. Панкреатит не подтвердился. Ура! Подозрение на язву. Назначена гастроскопия. Муж, естественно, нервничает. Накануне вечером говорю: «Все будет хорошо. Ты мне веришь?» — «Верю». Утром звонит и довольным голосом сообщает, что уже все. — Что значит все? — Все в порядке. У врача, делавшего обследование, очки на лоб поднялись от удивления. Он сказал, что у меня даже воспалительного процесса не наблюдается, не то что язвы! Через неделю муж похудевший, повеселевший, не только выздоровевший, но и отдохнувший от изматывающей работы вернулся домой. Я со слезами призналась, что потратила деньги «не по назначению». И снова молилась, теперь уже благодаря и прославляя: «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе предвечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея...» Прошло время. Позади обучение на курсе. Столько всего узнано, и столько предстоит узнать! Но не прошла со временем моя уверенность, что избавление от неизлечимой болезни — это чудо. И оно навсегда останется со мной. Не важно, что думает об этом мой неверующий муж, не важно, как относятся окружающие… Главное, я знаю.

Георгий, 36 лет, г. Киев, Украина

В прошлом году я твердо решил держать Великий пост. Причем держать правильно, не только без мясного, но и удерживая себя от любого греха, читая Священное Писание, обращаясь с молитвами к Богу. И со мною начали происходить чудеса. Как-то при чтении Послания к Галатам я вдруг увидел там то, чего не видел никогда. И я понял что произошло!!! Я понял какая жертва была принесена! Меня как молнией поразило. Я отложил книгу и заплакал. Затем узнал, что нужно делать перед причастием. Впервые за много-много лет исповедовался и впервые причастился. Помню, как по совету иеромонаха, принимавшего мою исповедь, со слезами жег бумагу с записанными прегрешениями. А на следующий день утром, когда я проснулся, со мною произошло маленькое чудо, о чем я ходил рассказать священникам Свято-Введенского монастыря и Киево-Печерской Лавры. Меня удивило то, что оба священника, с которыми я тогда разговаривал, нимало не удивились моему рассказу. Оба посоветовали не обращать на произошедшее внимания, молиться, следить за своей духовной жизнью (теперь-то я понимаю почему). Помню слова батюшки, которые он сказал тогда, после разговора со мною, улыбнувшись: «Вы становитесь христианином».

Людмила Туницына, 55 лет, г. Екатеринбург, Россия

Меня всегда раньше повергал в недоумение сам вопрос: «Веришь ли ты в Бога?» Я не верю — я знаю, что Бог есть! Теперь я поняла, почему люди задают такой вопрос. Они не знают Живого Бога, поэтому спрашивают, принимаешь ли ты на веру без доказательств тезис о существовании какой-то высшей силы, называемой Богом. Как же счастливы те, которым не надо доказывать, что Бог Живой! Какое счастье чувствовать Его любовь, и милосердие, и заботу, которую называют водительством. И какое несчастье , какая пустота, когда Бог оставляет, надеюсь, что на время... Некоторые логические умозаключения могут убедить человека в существовании Бога, но не могут сделать его верующим, в высшем смысле этого слова: полностью доверяющим Богу, как Авраам, и полностью верным Богу, любящим Его и могущим пожертвовать всем, для служения Ему.

Александра Овчаренко, 27 лет, г. Кронштадт, Россия

Категорически согласна с тем, что вера не достигается посредством аргументированного доказательства определенных постулатов, и что логическое обоснование тех или иных религиозных положений — это всего лишь «подпорки», а никак не фундамент для маловерующих или неверующих вовсе людей. Утверждаю так, потому что имею опыт общения с неверующим человеком — собственным мужем, которого на протяжении 10-ти лет тщетно пытаюсь заставить хотя бы задуматься о Боге. Заводя такие «агитационные» разговоры, я привожу различные логически обоснованные доводы, с которыми мой муж соглашается, однако, вердикт его остается прежним: «Ну не верю я. Не верю»… А вот я верю! И не потому, что знакома и согласна с доказательствами Его бытия, а потому, что несколько раз в моей жизни испытывала ни с чем не сравнимое чувство Его присутствия и участия в моей жизни. Были в опыте моей духовной жизни события, которые иначе, как чудесами Господними не назовешь. Расскажу о первом. Помню, когда мне было около 13 лет, в моей семье сложилась крайне тяжелая обстановка: мама была беременна младшим братиком, поздняя беременность в захолустном городке протекала трудно, папа остался без работы («лопнуло» единственное производство в городе), да еще и мы с 9-ти летним братишкой на попечении… Я ужасно переживала, а родителям — ах как не сладко было: безденежье, безнадежность, отчаяние…. И вот однажды ночью я стала молиться Богу — как умела, по-детски. Долго-долго я плакала и просила Бога помочь нашей семье. Тогда, будучи ребенком, я молилась так искренне, так глубоко и так горячо, как, наверное, никогда больше не молилась, став взрослой. Через несколько часов молитвы меня озарило поразительное чувство — как будто кто-то бесконечно добрый, бесконечно надёжный, бесконечно родной обнял меня и сказал: «Все будет хорошо. Не волнуйся». Вмиг я утешилась и поняла, что теперь — вот теперь-то! — бояться нечего. Меня поглотило незыблемое спокойствие, полнота жизни, тепло, благодарность, любовь… Я уснула самым счастливым сном. А через несколько дней папа встретил товарища, которого потерял из виду много лет назад. Оказалось, что товарищ — успешный бизнесмен, владелец небольшой собственной компании… Спустя неделю мы с аппетитом лопали торт (невиданная роскошь для того периода), купленный с первого папиного аванса, заработанного в компании друга-бизнесмена… А рожденный девятисотграммовый братишка выжил несмотря на неутешительные прогнозы медиков (Слава Тебе, Господи!) и сейчас ходит в шестой класс. И вот пусть сейчас мне кто-нибудь скажет что-нибудь вроде «наука доказала, что Бога нет и не было». Я-то твердо знаю, что Он – ЕСТЬ!

Юлия Новикова, 39 лет, г. Новосибирск, Россия

Что касается утверждения меня в православной вере, начну с того, что впервые я решила в 2008 году поститься. Но делала это исключительно для оздоровления физического. Т.к. перепробовав всемозможные системы питания, решила, что православные посты самая оптимальная и проверенная тысячелетиями система. И вот когда началась Страстная Седмица, меня потянуло посетить храм (за весь пост я там ни разу не была). Пришла в четверг не к началу службы, часов в 12. В храме было много народу и люди стояли в 2-х очередях. Я вообще не понимала, что происходит и встала в какую-то очередь. Как позднее оказалось, это была очередь ко Причастию. И я причастилась...!!! Когда я повернулась спиной к алтарю, чтобы отправиться за всеми запить теплотой. На весь храм прогремел голос «А ты исповедалась?». У меня подкосились ноги, к голове прилил такой жар, мне трудно передать свое состояние, но оно было близко к обморочному. Я начала озираться, думая, что это мне батюшка так закричал. Но Таинство Причащения продолжалось, и люди за моей спиной начали меня теснить. Никто особенно на меня не обращал внимания. А я не могла сдвинуться с места. Делаю второй шаг и снова те же слова и тот же голос. Я начинаю понимать, что это ни батюшка, ни прихожане... На трясущихся ногах я делаю опять шаг и больше ничего не происходит. Не помню, как я дошла до свечной лавки и там, у бабули спрашиваю: «Я вот причастилась, но не исповедалась. Это страшно?» Ответ: «Это страшный грех». После этого и началось мое воцерковление.

Владимир Ермилов, 35 лет, г.Пермь, Россия

До этого события к крестным ходам относился с большим сомнением...
Ежегодно в Пермском крае устраивается однонедельный крестный ход протяженностью около 140 км. из Перми в Белогорский Свято-Никольский мужской монастырь на престольный праздник святого праведного Серафима, Саровского чудотворца. Давний знакомый, брат о Христе, уговорил меня принять участие в нем, и впервые в жизни я согласился на такой сомнительный (по тогдашним представлениям) поступок.

Путь пролегал из пермского Кресто-Митрофаниевского храма, что в начале Комсомольского проспекта (гримасы советской эпохи...), через Бахаревский женский монастырь, храм в дер. Лобаново, храм Илии пророка в пос. Юг, гору Благодать (с водружением там поклонного креста и панихидой на месте желаемого строительства храма), заброшенный военный городок Звездный — жутковатый, точно из фильма «Сталкер», дер. Бырма, храм в пос. Н.Пальник, дер. Полыгарец, крест и место восстановления храма в селе Троельга, село Ерши с часовней во имя Параскевы Пятницы (располагавшегося на пригорке, с которого уже открывался в солнечной дымке поразительной, строгой и величественной красоты вид на Белую гору и собор Белогорской обители), церковь в селе Бым. После Быма был совершен марш-бросок уже на саму Белую гору, а на следующий день те, кто еще оставался в состоянии — путь был совсем нелегким! — посетили Свято-Серафимовский Алексеевский скит, где была отслужена последняя (если считать официально — потому что часть народа потом поехала еще на престольный праздник пророка Илии в пос. Юг) Божественная литургия и панихида по святым мученикам Белогорской обители, пострадавшим в 1917-1928 годах.

Дорога меняла свой вид от прекрасного загородного шоссе до совершенно мрачной и извилистой тропинки по непролазной мокрой и скользкой глине в буйных лесах. Примерно половина пути была проложена по дорогам с твердым покрытием, а четверть или пятая часть являлась совершенно непригодной для колесного транспорта... однако самые тяжелые и неудобные участки пути с нами прошли несколько младенцев в колясках(!), которых пронесли на руках под Иисусову молитву наиболее крепкие крестоходцы. Пожалуй, это лично для меня явилось первым шоком... самоотверженность родителей, спокойствие детей и молчаливая помощь сестер и братьев явились откровением, хотя «на бумаге» я все это уже прекрасно знал! Затем пришло время поразиться глубиной веры людей, внешность которых ну никак не могла указать на их православность: я видел человека с внешностью франтоватого мушкетера, с закрученными усами и щегольски одетого, который в первый же день стер ноги до кровавых мозолей (кровь пропитала его обувь), а на второй день даже не смогшего свою дорогую обувь одеть (дальше он шел то в тапочках, то босиком), но все-таки упорно, с молитвой на устах и слезами, продолжавшего идти на праздник святого Серафима Саровского. И дошедшего, и с глубокой радостью лобызающего икону св. Серафима в храме Белогорской обители. Видел пожилого приземистого мужичка, больше всего похожего на привычного деревенского пьянчужку, который весь крестный ход — несмотря на тяжесть пути для него самого — неустанно полагал всю свою энергию на заботу о немощных, голодных и жаждущих: всех задыхающихся от жажды матушек и отцов (а днем температура стояла до 30 градусов при 100%-ной влажности, что уже тяжело переносить жителям Урала) поил ключевой и святой водой, каждому находил по доброму слову в поддержку духовных сил, заботился на привалах о пище и питье детям и всем оголодавшим... смотреть на это было удивительно, хотя вроде бы и Евангелие читал, и сам (думал, что) стремился к такому образу жизни. Ведь здесь-то это видишь не одиночными героическими моментами, а полнокровным и всеобщим образом жизни, которым живут в крестном ходу все поголовно! И изумляет простого обывателя большей частью именно это: здесь видишь множество Христиан — фотографически точно такими, какими они предстают в Деяниях и посланиях Апостолов. Тело Христово! Совсем разные, непохожие, но — братья и сестры одной нераздельной семьи. Откровение, восприняв которое, уже не сможешь стать опять развинченным и формальным «захожанином». Здесь воочию наблюдаешь, что «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1-е Кор. 13: 4-7). Это ошеломляет, когда вдруг осознаёшь, что вся теоретическая, «идеальная» модель поведения христианина — воплощена реально и множественно вокруг тебя. Что не только отдельные «православные чудики», но общество в массе может, оказывается, жить именно так, как и описано в Новом завете, в точном и полнокровном духе заповедей Христовых, и наиболее точно именно по главной заповеди, Новой: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин., 13: 34)... Матушка лет 90, маленькая и согбенная, своими немощными узловатыми ножками в древних тяжелых сапогах проходила самые трудные участки мокрого глиняного месива тихо и безропотно, и чем дальше шла — тем увереннее и смелее становился её шаг, и не мешали ей ни комары, ни палящее солнце, ни пауки с крупного шмеля размером, ни вязкая топь под ногами, ни увесистая котомка на палке за спиной, ни поваленные поперек тропы деревья. И трудно было найти человека с более разглаженным и умиротворенным ликом во храме Белогорской обители в конце крестного хода. На сто сорок километров ближе ко Царствию Небесному! Худенькая и почти прозрачная молодая девушка, сестрица о Христе, прошла 53 километра в один день, в зной и по каменистой дороге, то неся на руках, то толкая в коляске своё годовалое дитя. И ведь было видно, как труден для неё такой подвиг; но, типично городской и далеко не спортивной внешности, она под конец дня выглядела лучше, чем перед переходом, а тихая радость на её лице просто освещала всё вокруг. А её девочка за весь день (мотаясь и подпрыгивая по неровной дороге в коляске, в духоте и безжалостно кусаемая комарами, несмотря на накомарник) заплакала на минутку лишь один раз, уже в самом конце пути, остальное время лучезарно улыбаясь всему вокруг. На стоянках очередь в туалеты и за тарелкой еды достигала четырехсот-пятисот уставших людей, большей частью немолодых женщин... но ни раздраженного слова, ни перебранок из-за места, ни хмурого взгляда я так и не увидел... Человеку перед самым крестных ходом сделали операцию на внутренних органах, с запретом «движений и напряжений». Однако, видимо получив благословение своего духовника, он не просто пошел и дошел, но и всю дорогу нес тяжелые рюкзаки идущих вокруг женщин и стариков. Чего это ему стоило, останется тайной, но по вечерам он просто валился плашмя с умученным лицом, а наутро снова стоял на литургии свежий и исполненный благоговения. Люди, от которых до начала хода «за версту пахло» дороговизной и комфортной жизнью, мирно и с теплой улыбкой подставляли поварам (а кормили на стоянках простой и постной пищей с армейской полевой кухни) использованные другими одноразовые тарелки (посуды хватало не всем), безропотно удовольствовались ночлегом на истертом линолеуме под дверями деревенского храма, и без устали шли с песней на устах, помогая чем могли окружающим бабонькам и дедушкам. Много раз догоняли мы (шел иногда с замыкающей группой) с Иисусовой молитвой —  «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» — выбившихся из сил, спотыкающихся и ковыляющих на израненных ногах, тяжело опирающихся на палки людей. И как только их ушей касалось пение этой молитвы, они словно получали крылья, их походка твердела и шаг ускорялся; на последующих богослужениях надо было видеть пламенное внимание на их лицах, одухотворенность и благоговейность к святыням. Священники, диакон, молодые алтарники и монахи, как с Белой горы (во главе с игуменом монастыря), так и со всего Пермского края, шли конечно же вместе с нами, возглавляемые протоиереем Петром, выглядевшим совершенно в духе Авраама и Исаака: убеленный сединами высокий муж, с ликом и руками цвета мореного дуба, огненным взором, размеренными движениями и полновесным благоговейным гласом. Все они, в совершенном соответствии со Священным Писанием, с лихвой разделяли все тяготы и лишения общей жизни: прокладывали дорогу, несли тяжелые рюкзаки, истирали в кровь свои ноги, ели и пили из одного котла, тщательно и вдумчиво вели все богослужения, помогали словом, молитвой и делом всем нуждающимся, и не было просящих у них помощи и не получивших её. Так получилось, что второй день крестного хода пришелся на праздник святого равноапостольного великого князя Владимира: и неожиданно выяснилось, что моему дню ангела искренне рады множество незнакомых людей вокруг — от священников до детей и бабушек, а еще был преподнесен самый ценный за все именины и дни рождения подарок: нательный образ Пресвятой Богородицы «Споручница». Когда же на литургии в этот день была пропета всем Владимирам ликующая «многая лета», слезы признательности катились из глаз — тронут был до самых потаенных глубин души! Молодежь вызывала чувство глубочайшей признательности — работая с трудными подростками в спец. ПТУ, знаю дикое безумство современной жизни, в которой они вынуждены нашими (старших поколений) усилиями вариться. Подростков, отроков и отроковиц, совершенно самостоятельно и осмысленно ведущих себя, полноценно и живо общающихся, всей душой помогающих друг другу и всем немощным, было непривычно много! Если во храмах обычно наблюдаешь подростков едва двадцатую — тридцатую часть от общего количества молящихся, то здесь их было по меньшей мере вдвое больше. Глядя на детей лет 10-12, совсем по-взрослому шагающих и поющих в пути молитву, и несущих на себе старушкины сумки, и помогающих священникам во время богослужений — преклоняешься перед безбрежным милосердием Божиим, открывшим такому количеству детей их сердца. И остро переживаешь свою ответственность перед Спасителем за воспитание этих детей (хотя бы и «чужих»), страх навредить им грубостью или соблазнением на грех — а как часто мы это делаем, при детях куря, распивая пиво, глумясь и рассказывая сальные анекдоты! «Баней пакибытия» — нового, Небесного бытия — называют Церковь. Продолжая сравнение, крестные ходы смело можно называть «парилкой» этой бани, с мощным и крепким паром и омолаживающими вениками. Великий пост назначен Церковью для фундаментального пересмотра своей жизни, подробного исследования и отрешения от своих грехов и тщательного осознания своего места и стремлений, для подготовки духа к Пасхе и к вечной жизни; крестный ход же, продолжая в целом эту направленность, мощнейшим образом сплачивает христиан во Единое Тело, весомо и выпукло показывая возможность коллективного и личного жития по заповедям Божиим. Здесь люди истово стараются жить полнокровно по-христиански: любить друг друга нелицемерно, долготерпеливо, милосердно. Пусть и видишь несовершенство наше, немощь физическую, душевную и духовную, но гораздо ярче тут проступает поразительно плотная тяга людей к Свету из окружающей тьмы, непоколебимое стремление от своей греховности и несовершенства к Истине и небесному совершенству. Закончился этот поход в Небесный Иерусалим, «поход за венцами», как его называют, а в душе теперь тихонько случилось что-то таинственное и лучезарное: там рычали на окружающих львы, а теперь эти львы куда-то девались, и пейзаж как после прохладного летнего ливня на опушке дубравы: умытая, свежая и живоносная идиллия. Воистину, читавшиеся ранее как исторический роман описания повседневной жизни Авраамова семени — исход из рабства египетского, пеший путь апостолов по странам и весям — в крестном ходу воплощаются совершенно реально, совпадая с представлениями о прочитанном документально точно. И здесь уже не читаешь Исход, Второзаконие, Иисуса Навина, Евангелие, Деяния, жития святых - а полноценно живешь так, как там и было описано. Как рассказать невыразимое, как дать представление о неописуемом? Это любовь; «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Мф. 18: 19,20) — ничего не может точнее описать крестный ход, и свидетельствую, что и я получил сполна просимое, как и множество людей из нескольких тысяч, принимавших участие и присоединявшихся к нам по пути. И слава Богу за всё!

Мария Морозова, 29 лет, г.Москва, Россия

Когда мы говорим «я верю», первое, что приходит в голову — «не знает», «слепо принимает непроверенные факты». Но для ветхозаветных евреев, для первых христиан «верить» значило доверять и быть верным Богу. Сейчас эти смыслы ушли на второй план, а ведь в них самая суть христианской веры. Вера — это всегда доверие Кому-то, а не чему-то. Миллионы людей считают христианское мировоззрение наиболее гуманным, нравственным, но это не означает наличие у них веры. Верить, доверять, быть верным можно только Личности, Богу. Образец веры явил Авраам, который настолько доверял Богу, что оставил все, что у него было, и пошел туда, куда указал ему Бог. Он бесконечно верит Богу и исполняет Его волю спокойно, хоть и не без ужаса (когда несет своего сына на заклание, например), то есть не слепо и бездумно, а именно осознанно. Какова роль сомнения, когда мы говорим о вере? Слово «со-мнение» означает более, чем одно мнение по какому-то вопросу. Сомнений не стоит бояться, ведь они относятся не к Богу, а к нашим представлениям о Нем. И каждое сомнение — это путь к новым открытиям, к более глубоким знаниям о Боге, что лишь приближает нас к Нему. Откуда берется вера? Либо человек переживает опыт встречи с Богом, либо видит в глазах другого человека сияние вечной жизни. Если человек переживает непосредственное общение с Богом, то когда оно заканчивается у человека остается сознание того, что этот опыт общения был. Здесь заканчивается опыт и начинается область веры. Доказательств бытия Бога не мало, но они не доказывают бытия Бога в классическом смысле слова «доказательства», потому что нельзя доказать существование Бога, можно лишь привести к абсурду утверждения, что Бога нет. Наша вера потому и дорога Богу (дерзну предположить), что доказать Его нельзя. Хотя мы и говорили, что основным смыслом слова «вера» является доверие и верность Богу, тем не менее, знание о том, что Бог есть, вытекающее из личного общения, по окончании этого общения – тоже вера, что оно было опять же, ведь «на руках» у нас ничего не остается (я имею в виду, ничего видимого). Мне понравилась мысль о. Андрея Кураева о том, что «верующий человек отличается от неверующего тем, что круг его опыта просто шире». Вера — это открытость сердца. Но мало просто открыть свое сердце, важно еще и ожидать ответа, ожидать вмешательства Бога в нашу жизнь, без этого условия вера останется неживой. Также вера возможна только при наличии смирения (сознания своего несовершенства) и послушания (готовности исполнить Божью волю). Веру можно потерять... Примеров множество. Для поддержания веры нельзя пренебрегать Таинствами, ведь в них мы приобщаемся Богу, молитвой, ведь так мы общаемся с Богом, а общение всегда глубже, чем любые разговоры о нем. Но разговоры (изучение основ веры, Священного Писания, Св. Предания, творений Святых Отцов) могут сделать общение более осмысленным и глубоким.

Хайт Надежда, 51 год, г. Дармштадт, Германия

В моей юности у меня не было ни единого знакомого, который бы заявлял о своей вере; в свое время я успешно, «на пять», сдала научный атеизм... Единственная Библия, которая была в моем распоряжении — «Забавная библия» Лео Тексиля. У меня были смутные представления о том, кто был Христос. Да и вообще, в 23 года все, что связано с верой и религией, находилось вне пределов моих интересов. И вот однажды я сидела на вахте Дома культуры, где к тому времени работала, и у вахтерши-адвентистки  увидела Библию. Первый раз я держала Библию в руках... я открыла ее и случайно попала на Евангелие от Матфея, на строку «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф. 26:21). Тогда я испытала потрясение. Мы все жили и воспитывались в убеждении, что предательство не может быть прощено, даже измена супружеская не могла быть прощена! Женщина, знавшая ,что муж изменил, и простившая, не разведшаяся с изменником, в наших глазах заслуживала только презрения. И вдруг! Делится трапеза с теми, кто скоро предаст и отречется! Для меня это было как удар, как внезапное открытие другого мира.
Для меня в тот момент стало абсолютно очевидно, что Христос реально жил на Земле и принял мученическую смерть. Но я не стала верующим человеком. Христос стал для меня любимым историческим героем, Личностью, которой я восхищалась, я цитировала Его Нагорную проповедь и мечтала поставить спектакль о Христе. Слава Богу, мне это не удалось. Все, что связано с описанием чудес, казалось мне какой-то сказкой, мешающей восприятию нравственных идей Христа. После «официального принятия Бога», через 10 лет заставившим меня опять задуматься о Боге Истинном, было несчастье, случившееся в моей семье. Дети мои были уже довольно большие, но не крещеные. И вот однажды мне приснился сон, что я держу на руках тельце сына с изрезанным животом. Я проснулась в абсолютной убежденности, что я сегодня не мешкая должна крестить детей. Как будто кто- то отдал мне приказ. Муж пытался протестовать, смеяться, но не мог меня остановить. В Москве был путч, Ельцин влезал на танк, а я была в церкви, где крестили моих детей. А через пять дней мой сын попал в реанимацию и, вышедший врач сказал мне, что шансов мало. Так был мне преподан урок ,что есть моменты в человеческой жизни,  когда никто не в силах помочь, только Бог. И я второй раз оказалась в церкви. Мне повезло. Я приехала уже к концу Литургии, в брюках и с непокрытой головой. И никто не сделал мне замечаний, напротив, помогали и подсказывали. Сын мой выздоровел. А я поняла, что Бог — это любовь. Но православной христианкой тогда меня и это не сделало. Мне, как всем моим знакомым, так называемой творческой интеллигенции, была свойственна этакая всеядность: агни йога , голодание, арифмации Луизы Хей, буддизм, христианские идеи, окультизм... и все мешалось вместе, все прекрасно уживалось и ничему не обязывало. Была тоска по Высшей Правде, по смыслу жизни, по Истине. Я ходила и бормотала слова Пилата: «Что есть Истина?!!», периодически возникало желание куда-то поехать, исповедоваться, послушать — чтоб указали путь, чтоб научили... Да и Курская Коренная пустынь была рядом. Но всегда останавливала мысль: «Ну кто мне может помочь? Да и зачем?» Так я и нянчилась со своей гордыней. А потом умерла мама. Ночью над ней читали Псалтырь, я сидела, ничего не понимая и не воспринимая, все как бы просачивалось сквозь меня. И когда дочитали кафизмы, то вышли передохнуть, и я осталась одна, и в первый раз в моей жизни я молилась и просила Господа простить мою маму. И вдруг я ощутила совершенно ясно, что Бог здесь рядом и Он слышит меня. И мне вдруг стало спокойно. С тех пор прошло уже 15 лет, но это воспоминание всегда со мной. Ни разу больше не испытала я такого чувства присутствия Божьего. Но тот единственный раз я не могу забыть и он дает мне силы жить и идти дальше. А 7 лет назад я стала воцерковленной православной. Но это уже другая история.

Елена Коваль, 31 год, г. Саутпорт, Великобритания

Вот я хотела начать писать как «я пришла к Богу...». Нет конечно, не я пришла, а Господь вытащил. Из бездны греха, из ужаса — вытащил. Позвал, все так же продолжает звать. Вспоминаю, что в те годы, в годы безверия, я постоянно изнывала, просто изнемогала где-то глубоко внутри, на уровне сердца.... я категорически не могла находится наедине с собой. Это была такая мука! Помню, что все время старалась эту сосущую дыру чем-то заполнить — людьми, телевизором, зависимостями... и чем больше заполняла, тем больше требовалось... Дыра превращалась в бездну, в адову бездну, и вот, буквально возопив однажды к Тому, лик Которого висел у меня на стенке «для красоты» (замечу, что хоть и крещена была в детстве, но никто не учил верить, в церковь забегала, и считала себя «с Богом в душе») — все изменилось. Не сразу, и как-то незаметно, но Господь не оставил. Посылал скорби, болезни. Вот из-за них я и побежала в храм уже окончательно. Потом посылал навстречу людей, поддержавших меня в вере, удивительно складывались обстоятельства, попадались нужные книги, которые открывались на нужных страницах. Потом была первая исповедь и Причастие, изучение (глотание) всей подряд литературы, неофитские замашки по полной программе (не знаю — прошли ли). Ну и вот, с тех пор, я по воле Божией, та самая овца, которую Он пытается спасти.Слава Богу за все! За то, что взыскует всех, за то, что зовет и ждет — абсолютно всех до последней секунды! Как я раньше могла жить без Него — я не знаю.

Владимир Мисников, 52 года, г. Солигорск, Беларусь

В своей поражающей логике мне духовный мир открылся внезапно, после испытания одной трудной работой. Я молился, чтобы уйти из этого рабства, из ловушки, которую мы сами себе поставили. И пришли искушения, и открылся передо мной «кладязь бездны» (Откр.9:1), к чему подтолкнула одна вредная книжечка по нумерологии начала 90-х годов. И вовремя рядом оказались молодые, но опытные священники. Спаси Бог их за помощь, наставления! И практически все последние 18 лет — это попытка сохранить равновесие, балансируя на лезвии ножа: заигрывание с Православием и одновременная игра в бизнесмена, преподавателя, ученого. И не смотря на такой мой легкомысленный подход к вере, происходила и сейчас происходит постоянная забота Бога о моей душе. И, возможно, мое желание более серьезно относиться к вере, и проявление воли Бога во мне позволили год назад вырваться из этого порочного круга и начать настоящую христианскую жизнь, посещая Церковь, творя молитвы, изучая Священное Писание. Все это — подарок мне от Бога. Спаси, Господи!

Илья Зверев, 22 года, г. Пятигорск, Россия

Попытаюсь рассказать о том как всё начиналось. Первая ступень: период искания и встречи. Это громадное вдохновение, это полёт, это радость вхождения, «чувство чувств», иначе это состояние не назвать. А дальше главное — осознание необходимости обновления во Крещении. Крещении во Имя Господа Иисуса. В решении принять Его. И вот здесь для меня началась вторая ступень — «искушения». Меня искушали не столько внешние факторы, а внутренние, я не мог побороть в себе тех страстей которые я считал «собой», то есть  неотъемлемой частью своей «неповторимой» личности. «Как же это я и без своей излюбленной гордыни? Как же это я и без острых шуток и без приколов? Как же это я и не душа компании? Да и вообще зачем все эти Церковные сложности, ведь можно и так верить?». Но та благодать, которая «вела меня за руку», вдруг начала испаряться оставив мне лишь воспоминания и возможность свободного выбора. В этой ситуации очень помогли лекции отца Андрея Кураева и долгие беседы со своим младшим двоюродным братом, который на тот момент был уже крещён. Я решил начать всё заново, только теперь с Божьей помощью. Я крестился. И здесь начался третий этап, который я назову «жизнь как Чудо» Чудо, которое меня окружает, меня вдохновляет, и которое никогда не перестаёт. Чудо Любви и Чудо Причастия к этой Любви! Чудо исцеления душ через Исповедь, и Чудо единения двух в одну плоть, а если в череде так называемых «случайных» событий углядеть промысел Божий, то и каждая секунда жизни наполняется всеобъемлющем Чудом покрывающим от всякого зла!

Елена Клепова, 42 года, г. Орел, Россия

Я считаю, что весь жизненный путь человека — это путь к Богу или путь от Него. Всего два направления существует. И я думаю, что преждевременно и неразумно говорить, что ты уже пришел к Богу, т.к. Господь безгранично тебя любит, но и всегда испытывает и очищает тебя, «как золото огнем». Но и возможно отступление человека, что очень хорошо видно из примера К. Маркса, который в юнгости был верующим и других «оступившихся», когда-то искренне верующих людях. Святые Отцы не зря предупреждали, что пока мы на Земле, мы все в «прелести». И Великие Святые спотыкались на этом пути, а что уж говорить о нас. Высшее присутствие Бога в своей жизни я ощутила ещё в детстве, и очень долго жила с этим знанием, именно знанием, а не верой. Осознание начало приходить уже в зрелом возрасте, с опытом, с возрастанием и укреплением веры. Этот процесс был очень тяжелый и болезненный, так как он был, без сомнения, самым главным. Поиски смысла и внутреннее томление о чем-то неведомом, но так необходимом мне, однажды привели меня в «духовную школу». Там были люди и глубоко верующие, чистые, устремленные и ищущие, были и с ограниченным сектантским мышлением (кстати, таких я встречала и среди «истинно верующих» христиан). Именно там начался осмысленный путь к Богу, но пробыв там несколько лет, и начав разбираться и видеть, с Божьей помощью,  с осмысленным знанием, увидела там манипулирование сознанием, элементы магии и оккультизма, завуалированные благими целями и намерениями. После этого я ушла оттуда, а когда позже прочла, что многие на пути к Богу, проходят подобное, сняла тяжелый камень с груди, искренне покаялась, потому что мы часто сами не ведаем, что творим. По большому счету, то, что мы ищем порою всю жизнь — здесь, рядом, в Православной Церкви. Но Путь к Богу — это путь длинною в жизнь.

Светлана Прокофьева, 33 года, г. Москва, Россия

Пройдено мало. Более того, считаю что я пока еще «духовно слепа». Хотя поиск Истины, и духовный рост начался давно, но чем дальше идешь по этому пути, тем более новых горизонтов открывается. Сначала было много разной литературы — и православной, и эзотерической, и философской. Долгие беседы-размышления с друзьями-буддистами. Затем занятия йогой, цигуном. Но что-то мешало мне принять один из этих путей. Но эти занятия не давали мне такого желанного мира и покоя в душе. Ходила и в церковь, не переставая удивляться «неприветливости» и какой-то «скорбности» многих прихожанок. Но однажды (думаю, после знакомств с трудами отца Андрея Кураева и проф. А.И. Осипова) что-то с моей душой произошло. Многие знакомые и, вроде бы, понятные вещи, предстали совсем в другом свете, развернулись совсем другой стороной. Перечитывая сейчас труды Святых Отцов, я открываю их по-новому, вижу в них совсем иной смысл. Стараюсь следовать их советам, приближаясь к христианскому образу жизни.
Вероника Нигматуллина, 32 года, г. Белорецк, Россия

Комментарии  

Калерия
+1 #1 Калерия 12.11.2010 01:06
Есть книга Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения". Читается очень легко, не навязчивая по содержанию и смыслу. Но заставляет задуматься над серьезными вещами и укрепляет веру.=)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...