Дорога в храм

В этом разделе приводятся краткие рассказы людей о том, как они пришли в Церковь, стали Православными. Истории разные, и совсем простые и короткие, и подробные, с попыткой анализа.

Нелли Краснобаева, 40 лет,  г.Усть-каменогорск, Казахстан. Декан кафедры философии ВКТУ.

Для себя я принимаю Бога через призму нравственных основ. Из наблюдения о том, что большинство людей следует некоторым моральными законам, то есть, осознаёт, что есть хорошо, а что плохо, можно сделать вывод о существовании объективной нравственности, но поскольку и хорошие люди совершают дурные поступки, а плохие люди способны и на добрые, необходим независящий от человека источник морали. В этой связи, источником объективной нравственности может быть только та сила, которая координирует данные процессы отношений между людьми, как бы она ни называлась. Из собственного опыта мне вспомнился поездка в Республику Алтай, на остров Патмос. Расположенный там Иоанно-Богословский храм уникален. Все там пропитано молитвой и святостью, огромное число людей приходит сюда для разговора с Богом. Переход по подвесному мосту к храму воспринимается как путь в другой мир, мир без страстей. В беседе с монахиней Знаменского женского монастыря (он расположен рядом с островом Патмос), меня поразило ее спокойствие и умиротворение. Она действительно знает, что есть Бог и дополнительные доказательства ей не нужны. До сих пор в памяти осталась надпись на воротах при входе в монастырь: «Без нужды не входить». Сегодня христиан никто не преследует, но, мы частично стесняемся своей религиозности, стыдимся своей веры. Проходим мимо православного храма, и не всегда крестимся. Что с нами происходит? Наверное, мы не уверены в своей вере, а значит для нас «важны» насмешки или просто мнение окружающих. Я вижу свою миссию хотя бы в том, что бы помочь людям понять, что в признании своей веры – нет стыда и проблем.


Валентина Бочарова, 62 года, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Экс-бухгалтер крупного предприятия.

Расскажу как я пришла к Богу. Думаю, что крещена я была в детстве, потому в глубинах памяти у меня осталось воспоминание о крестике на груди и то, что он был оловянный. С шести лет воспитывалась в детском доме, а там воспитание в духе пионерии, комсомола, коммунизма, и конечно, я выросла ярой атеисткой, активно не веря ни во что, что нельзя увидеть глазами. Но зато верила в коммунизм, и это было моей верой, целью и смыслом жизни. Но вот наступила перестройка, смена экономической формации и все рухнуло. Не во что стало верить и некому. Те, кто должен был сохранять народное богатство, первые начали его растаскивать. Рухнули идеалы, цели — и смысла жизни не стало. Однажды, сидя на работе я высказалась: «Вот если бы мне попался умный человек и доказал, что есть Бог, я бы наверное такой стала верующей!». Разговор этот был не очень серьезный, и я вскоре забыла о нем. Но через месяц к нам на работу принимают женщину, инженера по труду и зарплате, и садят к нам  в бухгалтерию. Она то и стала тем «умным человеком», который привел меня к Богу. При этом она ничего не пропагандировала, просто иногда говорила: «Слава Богу за все». Мне было странно видеть человека грамотного, с высшим образованием и при этом верующего в Бога. Первый мой аргумент был — если Бог есть, то почему умирают дети? На что она спокойно возразила, что у Бога нет мертвых, у него все живые. Однажды она принесла книгу Шаховского, где я прочитала имена великих ученых, о которых я знала с детства. И все они верили в Бога! Вот тогда мне стало стыдно. Почувствовала, что я маленькая козявка, стою на огромной земле, бью себя в грудь и кричу: «Бога нет!». Все мои верования и убеждения повернулись на 180 градусов. Так я поверила, что Бог есть. Это было в 1999 году. Но еще долгих шесть лет я не шла в Церковь. Я верила, что Бог есть, но Он был как бы Сам по Себе, там где-то далеко на небе, и Ему дела до меня нет, а я сама по себе здесь на земле озабочена своими делами. Самое большее, что я могла — это поставить свечку и сразу же уйти из храма. Молитвы были непонятны и занудны, ноги уставали, терпения не хватало, казалось, все это стояние бессмысленно и никому не нужно. Это потом уже начались беседы со священником, чтение литературы, постоянное понуждение себя. С 2005 года я стала регулярно посещать храм, а в 2006 году перешла окончательно работать в Богородице-Рождественский храм на послушание к его настоятелю – отцу Евгению.

Денис Фадеев, 31 год, г.Тараз, Казахстан.

Когда-то я довольно близко столкнулся с темой выбора религии. Мне трудно не согласиться с тем, что человеку, далекому от религии, и ничего не понимающему в ее направлениях, действительно трудно сделать осознанный выбор в пользу какой-либо. Так что же такое вообще религия? Если сама суть, по книгам и словарям, религия — это организованное поклонение высшим силам. Организованное, потому что в поклонении участвует много людей, а «поклонение» предполагает почтительное корыстное или бескорыстное общение. Корысть и религия — согласитесь на первый взгляд сочетание неприемлемое. Но на начальном этапе пути становления человека, на пути к вере в Бога думаю, что у каждого бывают корыстные моменты, такова увы наша поврежденная природа, и в этом отношении. Но поверьте, после некоторого укрепления в вере этот этап проходит. К сожалению не все преодолевают определенные ступени своего развития в укреплении веры. Кто-то застревает и не развивается. Или некоторые из людей делают первые шаги в неверном направлении. После таких вот неверных шагов становится довольно трудно направить человека в нужное русло, ему необходимо уже объяснять обратное и мягко показывать ошибки и заблуждения, которые в меру своего несовершенства видишь сам.
К сожалению, нам гораздо проще поверить в то, что подносят разжеванное на «блюдечке с голубой каемочкой», например по телевизору. Или же, воспринять какую-то информацию из «Сторожевой Башни», особенно если в ней будут звучать громкие слова, иллюстрированные яркими картинками, нежели потрудиться в познании  Бога. Меня порой удивляет то, что многие взрослые люди верят во всякую псевдонаучную ерунду, или же во всяких экстрасенсов или в магию и совсем не задумываются о Создателе. Но бывает и такое, а может быть в каждом постоянно присутствует подспудно, что человек начинает чувствовать необъяснимую тягу к Богу. И  человек начинает искать Его, но в духовной слепоте может забрести не в ту сторону, возможно, что и в прямо противоположную. Если бы все мы сразу попадали на правильный путь! Но так как человек создан свободным, и Бог уважает свободу человека, то, к сожалению, так бывает не всегда. Было бы прекрасно, если бы человек почувствовав тягу к Богу, осознано ставил перед собой вопрос, какую из религий ему предпочесть. Но чаще в жизни происходит так, что человека увлекают в ложном направлении, зацепив чем-то земным, говорят: «Полетели туда, там много вкусного», — и неофит привычно плывя по течению идет туда, куда его ведут. Происходит это от элементарного невежества — и от отсутствия желания приложить силы к его преодолению. Удивляет и то, что у многих  не возникает желания, прежде чем идти в сторону неверную, разобраться в сути традиционного Православия,    которое и искать не надо, которое всегда здесь!  И чем более углубляешься в него, тем больше убеждаешься в его непреложной истинности, и такие слова, как религия, Бог, Таинства обретают для тебя новый истинный смысл.

Дмитрий Кузьменко, 29 лет, г.Алматы, Казахстан. Сотрудник информационного агентства. Ныне координатор молодежного православного образовательного проекта.

Путь к Богу тернист. Любой человек, начавший искать Бога, встает на тропу войны, и нет ни одного, кто бы без искушений пришел к Отцу Небесному. Мой путь был также долог и труден. Крестился я в сознательном возрасте, когда учился в школе. Конечно, это была уже не советская школа, но школа все еще не избавившаяся от предрассудков страны советов. Я верил искренне, по воскресеньям ходил в церковь. Но вокруг меня был информационный вакуум, который я сам же почему то и не хотел пробить. Одна книга о нью-эйдже, затем другая, и понеслось. Девять лет были как один сплошной кошмар. Моя душа пыталась ухватиться за соломинку псевдоучений, за существующую только в мозгу автора кромку берега и выбраться к просторам блаженства души, ища вечной жизни. Но я тогда заблуждался, не понимал, что жизнь вечная не может быть без Бога. Но Господь милостив и терпелив. Мне надо было многое пройти, чтобы поверить в Бога, чтобы понять – Он рядом с нами. Стоит только протянуть руку, и ты почувствуешь всеобъемлющую любовь Отца. Но, как я говорил, любой, кто начинает искать Бога, встает на тропу войны. Как горько об этом говорить, но понимание этого приходит не сразу. Много искушений, которые одолевают христианина на его пути к Богу. Все силы ада обрушиваются на новообращенного христианина. Такие искушение были, да и будут, у всех и у меня. Но огонь веры зажжен в моем сердце и я готов бороться с нападками, и знаю, если упаду — встану вновь.

Александр Колмаков, 31 год, г.Алматы, Казахстан. Владелец RR -агентства.

Пришел ли я к Богу? До сих пор не уверен в этом. Я был крещен в 10 лет. Предложение исходило от матери, старший брат отказался, я же принял решение покреститься. В то время активизировали свою деятельность протестантские иностранные церкви, однако к ним я серьезно не относился никогда. В православную, однако, церковь тоже заходил крайне редко, как правило, во время празднования Пасхи, долгое время не исповедовался и не причащался. Пожалуй, только последние два года стал регулярно посещать храм, поскольку стал ощущать силу Божественной Воли в реальной жизни. Ощущение это напрямую связываю с нравственностью. Нравственные поступки, умение отказаться от обычного, с мирской точки зрения действия, противоречащего, однако, высокой морали, даются с трудом, но приносят реальные плоды, доставляющие истинную радость не только мне самому, но и окружающим меня людям. Однако, я многого не понимаю, еще большего просто не знаю, а потому считаю, что нахожусь только в начале пути к Богу. Пожалуй, что так.

Когда и как я уверовал? Очень трудно ответить на этот вопрос. Наверное, когда незадолго до своего крещения твердо заявил однокласснице, которая, как и все остальные, была воспитана в духе научного атеизма, о своей вере. Вот тогда, когда хватило сил впервые вслух сказать о своей вере, я ощутил какую-то внутреннюю поддержку. Реакция же одноклассницы — сначала насмешки, а потом долгий задумчивый молчаливый взгляд —  тоже странным образом подтолкнула к религии. Я увидел, что и другие люди задумываются об этом вопросе, и их собственный ответ на него не всегда соответствует ответу в учебниках. После этого переписал и выучил свою первую и, на долгое время, единственную молитву «Отче наш». А потом крестился. Какие ступени и препятствия проходил на этом пути?  Как и многие в то время я, уже будучи крещеным, увлекался восточной философией и буддизмом. Читал книги Шри Ауробиндо о медитации и полетах сознания. Практиковал. Однако, Господь хранил от крайностей. Обещанные «полеты» действительно случались, но сопровождались внутренним ужасом и болями сердца. Один раз даже вызывали «скорую». Потом было увлечение книгами Карлоса Кастанеды и курение «травки». Потом пять лет философского факультета, которые сформировали более-менее целостную картину мира и своего места в нем, однако, так и не воспитавшего во мне человека нравственного. Это пришло позже, во втором институте, который был, дальше от философии, но ближе к практике. Я учился на pr-менеджера в институте, созданном на основе партийной школы и с привлечением иностранных преподавателей. Среди прочего там был совершенно, на мой взгляд, лишний предмет — этика в СМИ. Вот он то и перевернул мое представление сначала о своей профессии, а затем, спустя время, и о жизни. Вдруг оказалось, что вопросы нравственности более практичные и более важные, чем вопросы самообеспечения или вопросы социального статуса. Дело в том, что между первым и вторым институтом я работал в рекламном агентстве, а там нравственность считалась чем-то совершенно излишним в жизни современного человека. Не могу сказать, что мне было уютно в этом террариуме, однако, гордыня закрывала глаза на реальное положение дел — все таки, я работал в международной фирме и получал приличную зарплату! Только после того, как ушел из агентства и организовал свое, начал понимать, насколько оторваны от реальности все эти куцые представления о «настоящей жизни» «успешного человека». Ну а дальше стал меняться круг знакомых, произошли перемены в личной жизни, несколько неуспешных лет избавили меня, слава Богу, от страха безденежья… Так, не спеша, Господь наставлял меня на путь Истины. Стал ходить в церковь чаще, затем регулярно. Почувствовал нехватку знаний. И вот я среди вас!

Наталья Припутникова, 31год, г.Алматы, Казахстан

Есть Бог или нет Бога — этот вопрос меня особо не волновал. Главное для меня было —  выйти замуж, родить ребенка, провести интересно выходные и тому подобное. И вот, все это уже позади, я теперь просто обязана быть хорошей мамой и женой. Но что-то мечта моя на деле выходила кривоватая, особенно меня не устраивал ребенок: его капризы, непослушание. Раздражение мое накалялось. И тут начала задумываться о себе, как о причине всех неустройств, и как же не вспомнить сейчас то грязноватое прошлое, которое стало особенно тяготить. И вот первая исповедь. Боже, как мне было страшно и стыдно! Слезы и сопли, все вперемешку. Но именно с этого дня и началась моя вера, она просто ворвалась в мою жизнь в один миг. Я словно повернулась к Богу лицом. А дальше – лекции проф. Осипова, Святые Отцы. Читала взахлеб, потом начала конспектировать и после этого что-то оседало. И вот теперь я иду дальше. Слава Богу за все!

Ольга Шлифер, 26 лет, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Дизайнер.

Я еще не пришла к Богу, хотя крещена была в детстве. Уверовала совсем недавно, после долгих поисков смысла жизни, обращений к различным источникам всевозможных «учений». Об их правильности я судила сердцем, по наполненности души от прочтенного. Я пытаюсь познать Бога, и только  Евангелие дало мне полное представление о жизни, даже не тем, что учит нас жить правильно, а раскрывает основные законы и смысл – которого нам так порою не хватает. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:33).

Мария Кабышева , 26 лет, г.Москва, Россия. Студентка магистратуры МГУ .

Уповаю, на то, что я на пути к Богу. Если коротко, на сегодняшний день путь мой выглядит так. В детстве у меня было несколько крещеных подруг, и я пыталась «докопаться», во что же это они верят и как? Лет в 8 или в 9 и меня крестили, вместе с мамой. Кстати, у нас в семье больше никто не крестился с тех пор, а в Церковь до сих пор никто не ходит. Так что и я не ходила до прошлой осени. Верила — в сердце всегда было тепло — но пыталась спрятаться, надеясь на авось, надеясь что этой внутренней веры для меня будет вполне достаточно. А несколько месяцев назад поборола детский страх того, что я ничего не умею и не знаю, и пошла в храм. Очень много ошибаюсь, часто в недоумении. Время от времени мне кажется, что моих возможностей, моего разума, даже моего сердца не хватит, чтобы всё это постичь. Но пока непоколебима, по-другому я больше не хочу!
От участия же в жизни церкви остается ощущение радости. Не потому, что испытываешь эйфорию какую-то, а потому, что видишь, как много людей живет тем же самым. И что одна из задач этих людей — и моя тоже —  свидетельство о Христе.
В очередной раз восхитилась свободой, которой пронизано Православие. Она в том, что каждый может найти в Церкви то реальное дело, которым он будет прославлять Бога и служить ближним, в том, что каждый всегда может выбрать то дело, которое больше приносит лично ему плодов Духа Святого: молитву, пост, милостыню. Теперь я научилась засыпать и просыпаться с молитвой, закрывая глаза и открывая их на одном слове. В такие дни я чувствую, что все на месте. Но иногда бывают и другие пробуждения, без молитвы, как бы если ты привык просыпаться под мамино бормотанье на кухне, а сегодня его нет, как если вдруг из бабушкиного дома унесли все родные запахи… И тогда всякие сомнения и метания начинают проявляться где-то внутри. Теперь я знаю, что причина этих сомнений — я сама: каким камнем придавила душу? Каким безразмерным сапогом наступила на тоненький стебелек веры, который еще и прорасти толком не успел? И еще я знаю, как с этим бороться: помолиться. Иногда помогает не сразу. Главное не оставлять. Еще знаю, что если тревожат сомнения, сознайся в этом Богу и духовнику своему, и Господь не оставит тебя. Потому что «чего не попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам». (Ин 15:16). Потому что период богооставленности закончился.

Павел Сокуренко, 31 год, г. Тараз, Казахстан.

В христианстве все для меня неразрывно взаимосвязано и переплетено: Таинства с Писанием, с жизнью со Христом, с делами, и описать что-то одно не так просто. Очень важными и интересными для меня стали знания, связанные с Таинствами. Самое главное было понять то, что Таинства — это не какие-то магические действия волшебника, не ритуал или представление, а именно Богом установленные священнодействия в которых Святым Духом в тебя закладывается семечко, из которого начинает произрастать, пусть пока слабый, Божий росток. Когда выращиваешь цветок, необходимо обеспечить его влагой, плодородной землей. Обеспечить его достаточным солнцем и теплом, но не позволить при этом ростку сгореть на солнце. Так и с нашим духовным ростком. Чтобы принять Бога в себя, мы должны подготовить почву, сделать ее плодородной, понудить себя к покаянию, к труду, может для кого-то просто к приходу в Храм, к обращению с вопросом к батюшке. Через Таинство, открыв себя для семени Христова, мы получаем его. Теперь наша задача полить наш росток. Влага это наша борьба, внутренняя и внешняя. Внутренняя борьба- это постоянная борьба с самим собой, со своими слабыми сторонами, борьба с грехом. По себе знаю, что в первую очередь лукавый давит на мои «самые больные мозоли»: осуждение, чревоугодие, блуд, лень. Вот лукавый и вытаскивает все свои козыри, мои «болячки», и топчет молодой росток. Внешняя борьба — это, наверное, наши дела. Без дел ты не христианин. Ты сторонний наблюдатель и не имеешь право называться христианином. В постоянной внутренней и внешней борьбе мы питаем и сохраняем наш росток. Но бывает, что не сохраним. И Господь дает нам еще один шанс вырастить и вырасти. Нужно лишь покаяться и прийти за семечком снова. Вернуться. Ну, а цель наша — раскидистое дерево, которое даст плод добрый, который накормит нуждающихся, под тенью которого можно укрыться от невзгод. Задача наша —  вырастить Любовь. Любовь ко Господу, любовь к ближним, любовь к врагам. Каждый христианин призван быть миссионером-катехизатором. Познавая мир Православия, мы начинаем меньше заблуждаться, объясняем ближним смысл существования Церкви, вольно или не вольно воздействуем на родных. И, познав хотя бы мельчайшую его частицу, понимаешь, что теперь предстоит продолжить начатое дело в течении всей своей жизни.

Анатолий Степанов, 52 года, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Преподаватель кафедры философии ВКТУ.

В плане личного опыта, очевидно, я не одинок. Когда человеку плохо, он обращается к Богу. Когда то, на что он надеялся и уповал до этого, не помогло — у человека два выхода: отчаяние или вера. Неожиданная потеря друзей, болезни близких, когда сам не можешь с этим справиться, тут то и задумываешься о высших силах. Вспомнился случай который произошел в нашем клубе «Сократ» в 1991 году, когда заспорили о вере, чья более правильная, представители трех конфессий — адвентисты, иеговисты и баптисты, а по сути — о том, кто «круче». Они долго пикировались, приводя ссылки на места из Нового Завета, а мне неожиданно пришла на память строка из «Апостола». О том, что любовь превыше всего, а без любви и вера ничего не значит. Именно когда я прочел о том, что Бог и есть Любовь, все сразу встало на свои места —  Имей Любовь и делай что хочешь, сообразно ей.

Константин Дубров, 34 года, г.Актобе, Казахстан

Крестился я в момент, когда было, как и многим, очень тяжело и надеяться кроме как на себя и на Бога было не на кого — время было такое. После Крещения ощутил легкость и уверенность. В трудные моменты приходил в церковь, ставил свечи. В глубине души всегда хотелось узнать больше, но все как-то не складывалось. Вера пришла сама собой. В один момент что-то сложилось, изменилось в душе. Поверил и все. Что касается физических препятствий, то их и не было. Были терзания морального плана — почему не могу жить как большинство? Может, нужно себя заставлять, меняться? А в итоге пришел к выводу, что бы не говорили вокруг — живу правильно.

Галина Литвинова, 53года, г.Усть-Каменогорск, Казахстан. Врач, ныне преподаватель воскресной школы.

Слава Богу! Как премудро и просто устраивает Господь нашу жизнь. И какими же сложными и запутанными дорогами приходим мы к своему Спасителю. Достичь же спасения мы можем только в Церкви — общности людей, объединенных верой, Духом Святым, участием в Святых Таинствах. Мы объединены во Христе любовью и исполнением заповедей Божьих. В Церкви мы находим настоящих сестер, братьев и отцов по духу. На начальных этапах воцерковления трудновато приходится христианам от незнания Священного Писания, от непонимания церковно-славянского языка, особенностей богослужения. Но истинны слова Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), — всегда находятся рядом добрые люди, которые могут поддержать, помочь, подсказать, объяснить и от такого участия располагается сердце и к службе, и к пониманию. Человек пришел к Богу! Он приобщается к Христу. Но спасение наше невозможно без желания трудиться, трудиться ради славы Божьей и любви к Господу и ближним. Церковь очень гармонично соединяет в себе наше внутреннее состояние (это любовь, смирение, кротость, веру, покаянное чувство, радость от встречи с единоверцами) и внешнее выражение происходящего в Церкви (Таинства, Богослужения). В христианской жизни мы должны найти свою меру труда по силам и талантам, данным нам самим Господом. Дух Святой, вселившись в очищенные покаянием сердца, наставит и укрепит в вере, даст силу в изучении Священного Писания, пребудет в наших сердцах в молитвах, при общении, при разговорах с неверующими, даст силу исполнять заповеди. И обличит при отступлении, нарушении законов, согрешениях. И среди всех житейских забот и проблем нужно всегда помнить, что центр всего — Иисус Христос и помнить цену нашего спасения.

Анна Лиманская, 23 года,  г.Благовещенск, Россия

Церковь я долгое время воспринимала как организацию. Которая вроде бы как помогает верующим «налаживать контакты» с Богом. Ничего о ней не знала, не понимала и не особо интересовалась, зачем туда люди ходят — помолиться, что ли? Так помолиться и дома можно. В храм первый раз пришла (так чтобы не просто постоять в притворе, пока мама ставит свечку, и не на экскурсию по территории памятника архитектуры) в день, когда меня крестили. Это было в пятницу. В субботу была моя первая всенощная, в воскресенье — первая Литургия. Оба Богослужения — по четыре с половиной часа, потому что служили два архиерея — "наш", архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, и «гость», архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. Чувствовала себя как фонарный столб в лесу с живыми березками — куча людей, у них на лицах какая-то своя внутренняя жизнь играет, ничего не понятно, долго, ноги затекли, вроде бы надо молиться, но как это правильно делается? Куда смотреть? Куда не смотреть? Почему свет постоянно выключают? Зачем дверьми в иконостасе хлопают? Короче, книжковые объяснения того, что есть Церковь и почему в ней все так сложно (а я как раз о. Александра Меня дома откопала и прочла), мне тогда — первые полгода — не сильно помогли. Я просто решила, что надо почаще бывать в храме на службах, все слушать, ничему не сопротивляться, а там, глядишь, Господь пожалеет и поможет почувствовать, понять и разобраться, что к чему. У меня ощущение того, что в Церкви главное — единство, чтобы «едиными усты и единым сердцем» славить Бога, появилось очень не сразу и как-то само. Хотя ладно, «само». Был конкретный случай. Четвертая неделя Великого поста. В кафедральном соборе по четвергам — Таинство Соборования. Много людей, по большей части — «непостоянные» прихожане. Я до этого уже соборовалась, привела подружку — она в храм ходит редко, и одна бы постеснялась прийти. Священнослужители уже выстроились у аналоя с Евангелием, настоятель уже обратился к присутствующим с речью о смысле Таинства. Вдруг заминка — певчих нет. Один отец диакон стоит, которому вообще-то поручили читать Апостол. Он с надеждой обводит взглядом толпу, находит знакомые лица — меня и еще одну девушку, которая иногда на клиросе поет, машет, чтобы мы шли, вставали рядом и подпевали. А как петь, когда ты слов не знаешь, мотива не помнишь и голос от волнения пропадает? Вместе и молитвенно... В общем, к концу Соборования с нами пела половина храма. Те, кто первый раз пришел — как моя подруга, священнослужители, работницы, постоянные прихожане — кто слов не различал, мычал в такт, и такая была физически ощутимая от этого помощь, такое сосредоточение в молитве, такое благоговение перед происходящим Таинством. И все эти люди были такие хорошие, такие родные, что хотелось каждого обнять и поблагодарить. Это при том, что я потомственный интроверт-социопат. Никогда не забуду…

Игорь Тютюнник, 41 год, г.Логойск, Беларусь

Говоря о вере, митрополит Антоний Сурожский уточняет, что слово «вера» многозначно: первое его значение — доверие, второе — верность, и третье — то содержание веры, которое мы обыкновенно называем верой и которое является результатом того, что через доверие Богу и верность Ему мы познаем Его и делаемся уже способными о Нем что-то сказать. Если наша вера есть вера в Кого-то (Бога), то домыслы, направленные против нее, не могут ее поколебать. Вера исключительно в те или иные богословские, псевдобогословские или попросту суеверные выкладки может легко быть подвергнута сомнению. Именно так начинает проникать в нашу жизнь религиозная вера, от религиозного свидетельства тех, кто познал Бога и живет с Ним, с доверия к свидетельству святых пророков и апостолов. Проходит время, вера укрепляется опытом личного общения с Богом, открывая нам Божественную Любовь. Наша жизнь меняется, обретая высший смысл и причастность ко Христу. Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, а через определенный образ жизни. Можно привести в пример любовь ребенка к родителям, она существует без всяких логических доводов.
Общие понятия веры мы видим у Апостола в 11-й главе Послания к Евреям: уверенность в вещах невидимых... Когда опыт уже невидим и не ощущаем, но сознание того, что это состояние только что было, созерцание хранится еще в душе человека и уверенность его совершенна, хотя само созерцание или предмет этого созерцания стал теперь невидим. Это область веры: мгновение, когда человек открывает, что ушло видение, а уверенность всё еще тут. Такой опыт мы видим в жизни апостола Павла — его видение Христа на пути в Дамаск (Деян. 9, 3), и в других случаях христианской жизни.
Господь открывается нам в созерцательном молчании и в богословском утверждении, в Таинствах, которые, по учению Древней Церкви являются средством нашего приобщения Богу. Когда человек сподобился этой добродетели, соединения со Христом, он со спокойствием и внутренней тишиной встречает удары судьбы, мужественно противостоит бурям страстей, бесстрашно переносит ярость злобы. Как не стерпеть страдания, если знаешь, что, упорствуя во Христе, усердно трудясь, славишь самого Бога?!

Олег Данилин, 30 лет, г.Королев, Россия

Раньше я относился к религии как к сказке, которую придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь. Я воспринимал ее несерьезно, относился к церковным людям со снисхождением, считая их «увлечение» простым чудачеством и даже проявлением дремучести, пока не столкнулся сам с темой смысла жизни. Постепенно я пришел к мысли, что испытываю жалость и сочувствие к тем, кто не верит в Бога и отодвигает решение главных вопросов своей жизни. Невероятно важным стал для меня вопрос о сомнениях в вере. Вопреки расхожему представлению о том, что сомнение — это проявление слабости, я понял, что сомнений не надо бояться, ведь сомнение рождает новые вопросы, которые в свою очередь натолкнут на новые ответы, новую глубину веры. Сомнения позволяют верующему человеку перейти на новый, более высокий уровень, возможность еще ближе познать Бога.
Очень любопытно описал становление веры у человека Х. Яннарас, сравнивая познание человеком Бога со знакомством двух людей: «В обобщенном виде жизнь веры можно представить так: она начинается с доверия к доброму имени человека, укрепляется и растет по мере более близкого знакомства с его делами и поступками и, наконец, превращается в уверенность при личной встрече, непосредственном общении и установлении прямых человеческих отношений». «Вера – это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с личностью».
Читая о философских «доказательствах бытия Божия», я удивился такой детали: если некоторое время назад они были  мне просто необходимы, мне хотелось доказательно объяснить себе существование Бога, то теперь я понимаю, что, получив эти самые доказательства и вполне им доверяя, я не пришел еще к Богу всецело. По словам о. Андрея Кураева, «вера, которая вытащена клещами аргументов, немногого стоит». Это утверждение показывает, что и явные чудеса не могут привести к вере человека, они могут лишь дать начальный импульс неверующему, либо укрепить в вере уже поверившего человека. Без человеческого стремления к вере ни чудеса, ни логические доказательства бытия Божия не смогут привести к вере неверующего. Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, логические рассуждения, но через определенный образ жизни. Своей жизнью мы должны доказывать и укреплять веру в Бога, в противном случае мы придем к лицемерию, а это, на мой взгляд, хуже неверия.
Иногда я задумываюсь: как много времени я потратил напрасно, как много мне предстоит переосмыслить и исправить. Единственная трудность для меня теперь — это справиться со своим нетерпением в познании Бога. Я понимаю, что всему свое время, но хочется, чтобы время встречи с Ним пришло поскорее…

Вера Клименко, 27 лет, г.Москва, Россия. Журналист.

Всегда интересно узнавать об опыте прихода к Богу. В моем случае ближайшим по-настоящему верующим человеком в семье была прабабушка. Недавно мама заметила: «Надо же, вот и ты теперь…». Вера для меня — жизнь в Боге и согласии с истиной, которая находит живой внутренний отклик. На чувственном уровне это можно сравнить с тем, когда, идя по своему совсем непростому пути, не боишься отпустить руки, как бы пройти по канату без страховки, может быть, упасть, подняться или даже начать все с начала. Потому что знаешь, что всегда вырулишь на нужную колею, если можешь себе позволить непозволительную в наше время роскошь — быть собой. Сравнение с трюком приходит на ум неслучайно. Меньше всего в этом чувстве залихватской удали или неумолимой жажды приключений. Важно то, что человеку, в особенности эмоциональному, сложно бывает принять принципиальное решение в ситуации сложного нравственного выбора. Духовно взрослея, мы понимаем, что такие решения необходимы (человеку как личности, ближайшему окружению верующего человека — в качестве внушительной поддержки и, наконец, всем-всем-всем (идеалистично, но очень нужно), для того, чтобы гармония была всеобщей). И наоборот, принимая ответственные решения, мы взрослеем духовно.
Креститься я захотела сама, мне было 12, но понимание Таинства стало открываться постепенно и значительно позже. С высоты прожитых лет :о) кажется, что спонтанных правильных решений в моей жизни было всегда больше, чем логически выверенных. Помню накатывающие приливы детского озорства, когда, уехав к бабушкам и дедушкам, хотелось взрослой и осознанной жизни, здесь и сейчас, и непременно чтоб настоящей. :о) Да так, чтоб не видели родители, которые на время школьных каникул оставались за 1000 километров, хотелось, чтоб узнали, когда придет время, и очень удивились. Такая детская важность. Суть Таинства объяснить было некому, я, маленькая, не подозревала, что у Крещения есть продолжение. Но день до сих пор помню отчетливо: по-праздничному ясный, пленяющий новизной и удивительный своей непохожестью на все другие. Суть Таинств продолжает открываться день за днем.
Моменту воцерковления предшествовало множество сомнений и несколько прямых, но важных деталей, которые никогда не стирались из памяти: головокружительный провал экзамена при ответе на вопрос о смысле эпиграфа «Анны Карениной» («Мне отмщение и Аз воздам»). Вопрос был то, что называется «под дых», ведь сдавали не богословие, а на месте увязать смысл романа со Священным Писанием не получилось. Прострел на всю жизнь. Через несколько лет была статейная ошибка «Возвращение в Синай», ну и дальше сентябрь 2007 года, когда только слепой не понял бы, что это и есть самое, что ни на есть начало…

Виталий Ревякин, 24 года, г. Волгоград, Россия

Что же можно рассказать о личном опыте прихода к Богу? Как у большинства людей, воцерковление мое произошло после некоторых жизненных ситуаций, которые заставили посмотреть на всю прошлую жизнь совершенно другими глазами. Сказать, что я был неверующим человеком, конечно же нельзя. Я лет с шестнадцати стал осознавал себя уже христианином, но только потому, что это вера моих предков и это уже становилось «модным». Я с благоговением относился к святым образам, к изображениям храмов, ко всем верующим людям, но, как и многие, с недоверием относился к священникам и ко всем церковным Таинствам, искренне веря, что простого осознания, что есть Спаситель и он в любом случае поможет мне, плохой я или хороший, не важно; ну и в церковь, естественно, ходить не нужно. Несколько лет назад, когда я стал делать первые шаги к Храму, я стал анализировать всю свою жизнь, шаг за шагом, год за годом, и к удивлению своему стал находить все больше и больше доказательств чудес, которые являл Господь на протяжении всей моей жизни. Чудеса, которые были на поверхности, как оказалось, были скрыты от меня и я просто считал их стечением обстоятельств или вообще не обращал на них внимания. А жизнь моя, как оказалось, целиком соткана из различных чудес и предзнаменований. Взять хотя бы мое рождение. Мои родители, молодые комсомольцы, воспитанные на примерах жизни молодогвардейцев и людей типа Александра Матросова, ждали своего первенца. В это время по ТВ шел фильм про героя революции, Виталия Банивура, и так уж эта история тронула их сердца, что с именем ребенка, если родится мальчик, было все решено заранее. И вот 5 мая, 1975 года появился на свет мальчик, которому дали имя Виталий. А спустя 17 лет, уже держа в руках свидетельство о Крещении, этот мальчик с удивлением обнаружил, что день памяти его небесного покровителя, Виталия Александрийского (единственного Виталия в святцах на 1992 год) приходится именно на 5 мая по новому стилю...

Анна Самотонина, 20 лет, г. Николаевск, Россия

Мне кажется, я всегда знала или чувствовала, что Бог есть. Как-то в глубоком детстве даже молиться пыталась своими словами, хотя вроде бы и не слышала ничего об этом. Но это в детстве, потом было взросление и поиски смысла жизни, различные искания. «Доискалась» до того, что заигрывала с нечистой силой. До сознательного занятия оккультизмом не дошло, Господь уберег, но и так пришлось несладко — вплоть до «голосов», да и потрепали меня даже физически. Через неделю такого кошмара почти уже не соображала ничего, упала на колени и читала «Отче наш» полночи. Утром как будто пелену с глаз сняли, стало все ясно и понятно, а через день уже Пасха… В общем, на Светлой Седмице я крестилась, это было такое счастье, до сих пор не могу вспоминать без слез умиления. Первый месяц вообще не ходила, а летала..)) Правда, искушает враг частенько, но и чудесного в жизни много происходит... Господь явил милость Свою так явно, что не смогу усомниться в Нем даже если очень захочу. Слава Богу за все!

Максим Гайдук, 20 лет, г. Лангепас, Россия

Я всё ещё иду к Нему, но кто то сказал, очень мудрые слова: мы делаем один шаг, а Господь делает десять нам на встречу. Как это случилось: однажды я разочаровался в жизни которой жил на протяжении многих лет, я начал читать книги о том, как стать лучше, как постичь смысл всего окружающего, начал голодать… потом я разочаровался и во всей той литературе, которую читал, это были вегетарианство, психология, магия, эзотерика, голодание и много чего подобного и «популярного» — я просто отрёкся от всего… И как-то мне попался в руки Новый Завет. Начал читать, и с первых строк мне стало сразу легко и сердце моё нашло покой. А потом я пришёл в Церковь,  сначала ради интереса, а в итоге оказался «дома», и  остался там.

Надежда Ляпина , 34 года, г.Санкт-Петербург, Россия

Лично я сравнительно недавно пришла  к Вере в Бога. Для меня этот путь сложился, увы вовсе без намеченной кем-то тропинки. Это — как в пургу в поле: снега — много, а дороги невидно. Пришлось свою тропинку протаптывать самой. Много раз попытки были, зайти в церковь и свечки поставить. А времени в большом городе всегда в обрез, тысяча дел, крутимся с утра до ночи. Душа томилась, требовала ответов на разные вопросы, на которые времени никак не хватало. Но Господь настолько нас любит, что Он дал мне время  разобраться и получить ответы на насущные вопросы. Уверовала очень медленно, не сразу. У меня совершенно не было духовных книг, а Евангелие вряд ли кому-то с первого раза делается понятным. И вот , я взяла книгу, давно стоявшую на полке, около года или двух. Мне ее подарила одна верующая знакомая. Это была книга «Житие преподобного Александра Свирского». И вот, я ее прочитала на одном дыхании. Сейчас думаю, что она попалась мне именно в тот момент, когда я смогла ее воспринять. И после этого момента пошло мое воцерковление и укрепление в вере.

Елена Портнова, 38 лет, г.Орёл, Россия

Моё знание о Православии в детские да и студенческие годы заключалось лишь в наличии одной иконы у бабушки в спальне. Родители были коммунисты, мама и бабушка учителя и никаких разговоров о церкви я не слышала; в школе тоже, даже был атеистический кружок. Как сейчас помню фразу: «Религия — это повязка на глазах народа».Но тем не менее в душе я чувствовала, что какое-то высшее сознание есть, которое всем управляет. Помню, было мне лет 6 и мы лежали с подругой в саду, в траве, под огромной черёмухой, она мне и говорит (а у неё бабушка верующая была): «А вот там в небе Божечка сидит и за нами наблюдает, он всё видит, что мы делаем».Сколько лет прошло, а это у меня в голове отложилось. Крестили меня родители в 19 лет. Но и тогда я ещё ничего не понимала. Да, я была скромная, воспитанная девочка, с отличием закончила институт, но я не могу сказать, что я была в то время православная (в церковь не ходила, икон у меня не было, крестик я не носила, молитв не знала. Люди у меня делились на хорошие и плохие. Но, видно, моя душа искала  Истину. На глаза попалась книга о. Александра Меня «Сын Человеческий», даже не знаю откуда она взялась у родителей, лежала на полке за книгами; прочитала её залпом, далее житие св. Иоанна Кронштадского, книги о. Андрея Кураева и другие. В общем, потихонечку воцерковляюсь. Сейчас, даже не представляю как я могла раньше без этого жить.

Алексей Манакин, 29 лет, г.Нижний Новгород, Россия

К Вере я приходил годами. Всё началось со знакомства с глубоко православным и воцерковлённым человеком, который давал мне книги, беседовал со мной. Моё природное любопытство, наконец, через несколько лет привели меня в Церковь. И ещё через несколько лет, я исповедовался и причастился. Препятствий к приходу в Церковь было множество: как объяснить родителям; в моём кругу это не считалось признаком современности (а молодому человеку хочется быть современным); многие говорили о корыстности священнослужителей; долгие богослужения, необходимость стоять всё это время, непонятный язык богослужения и т.д. Но, читая литературу, периодически посещая храм, все эти недоумения я разрешил.  

Марфа Шумкова, 27 лет, г. Москва, Россия

В том, что Бог существует, не сомневалась никогда, хотя, никто меня не воспитывал в вере.  Так же, как мне ещё в детстве были смешны якобы «научные» доказательства несуществования Бога, которые иногда слышала от взрослых: «Когда люди стали летать в космос, они увидели, что никакого Бога на небе нет». И до мысли, что наука не отрицает Бытие Бога, а только изучает сотворённый Им мир дошла тоже как-то интуитивно —  дошла сама. У меня проблемы на пути к Богу состоят в основном не в том, что я теоретически чего-то не понимаю, а в том, что мало претворяю свои знания в жизнь. На счёт чудес, кстати, в моей жизни нередки бывали случаи, когда я понимала, что это чудо, что Бог меня ведёт и оберегает, а когда рассказывала об этом людям неверующим, и слышала в ответ: «Вот повезло!»

Константин Баранов, 30 лет, г. Москва, Россия

Пришел я к Богу практически случайно (случайно ли?). Однажды я решил исповедоваться и причаститься. Поскольку я не имел опыта веры, то стало очевидным, что надо найти какую-то минимальную информацию об исповеди и причастии. Мне попалась книжка о. Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», читая которую я начал понимать, что мои представления о христианстве реально отличаются от того, что собой представляет христианство на самом деле. Появился интерес, реализовать который мне помогли книги и лекции о. Андрея Кураева и проф. Алексея Ильича Осипова.

Сергей Назаренко, 33 года, г. Астрахань,  Россия

Не думаю, что мне удалось прийти к Богу, но я повернулся к нему лицом и не знаю, ползу, иду или только думаю, что перемещаюсь, но верю, что я к Нему стал ближе. Основное препятствие на пути к Богу это конкретика веры. Поначалу кажется, что во всех религиях Бог один и тот же — конечно же, Он есть, но каждому по-разному открытый. Потом добираешься до более-менее конкретного Бога, но при этом почему-то странно знакомого. Начинаешь обдумывать заповеди, при этом мало в этом что понимая, Церковь вообще кажется далекой организацией, не имеющей к Богу ни какого отношения. Далее появляется тяга к богослужению, хотя даже «Господи помилуй» не можешь разобрать на литургии, но при этом почему-то хочется прийти снова и снова. Потом было воцерковление. Христа, как Истинного Бога я осознал позднее.

Виктория Мариловцева, 38 лет, г. Братск, Россия

Можно сказать, что я уверовала в одночасье. Год назад. Мне сказали, что только во Христе можно ожить и только вера в Него победит все скорби и печали. С тех пор я и стала оживать. До этого в Церковь не ходила, хотя давно была крещена, училась на психолога, на кое-какие вопросы получила ответы, но в основном в моей жизни все оставалось на своем месте. Центром моей жизни всегда была дочь Соня (ей сейчас 9 лет) и поэтому когда отношения с ней испортились, я не понимала, почему я («грамотная, умная, психолог, любящая мама и пр. и пр.») готова была в некоторые моменты разорвать свою единственную дочь! Ведь я же все делала правильно (как учили в институте), а  результат — в точности до наоборот. Дочка умная, сообразительная — а учится на «тройки», вообще учиться не хочет. В школу ходит «потусоваться», в голове — шмотки, косметика (в ее то возрасте!), мультики. Откуда все это??? А что потом будет??? А в личной жизни почему неудачи? Почему ненавижу своего Виталю, на которого каких-то два года назад была готова молиться (Прости, Господи)? А все оказалось проще. Тогдашняя картина мира рухнула в одночасье. В голове все перевернулось и… встало на свои места, где во главе был Господь! Я ожила. Мой ребенок сразу повзрослел. Для меня было чудо, когда мы проспали в школу, я залетаю в детскую, начинаю суетиться, собирать ее, прыгаю возле нее, а она меня отодвигает и говорит совершенно спокойно: «Мама, я сама соберусь, иди, готовь завтрак». Мама чуть не рухнула… Рассталась с сожителем. Надо было выбирать: или поженимся и обвенчаемся или расстанемся. Жениться он не захотел. На работе изменились отношения со своей партнершей по бизнесу. Сейчас думаю, если бы не вера, мы бы с ней давно были врагами. Какие тут могут быть комментарии?

Анна Свирчевская, 30 лет, г. Щелково, Россия

К Богу я пришла несколько лет тому назад, когда в конец погрязла в суете и жизненной рутине, и ощутила полную бессмыслицу своей жизни. Я тогда недоумевала — неужели вот так всю жизнь будет, неужели я рождена только для того, чтобы суетиться в мелочных проблемах все отпущенное мне время, а затем умереть, уйти в никуда, окончательно и бессмысленно закончиться? Я стала задумываться о смысле жизни. Я уже была близка к унынию и отчаянию, не находя ответа на вопрос о том зачем я живу, о своей конечной цели. Но Господь был милостив и послал мне православного человека, который был так не похож на всех тех людей, которые меня тогда окружали. Внешне он был таким же —  но внутренне...  Я чувствовала в нем что-то настоящее, и мне захотелось быть таким, как он. Может быть, тогда я почувствовала в этом человеке хоть краешек сияния вечной жизни, к которой он был причастен (поскольку он — настоящий православный христианин). Этот человек помог мне идти в правильном направлении в поисках ответа о смысле жизни. А через некоторое время Господь дал мне тот самый личный опыт встречи с Ним (через Евангелие), после чего я поверила в Бога, покрестилась. Слава Богу за все!

Надежда Кирдеева, 27 лет, г. Санкт-Петербург, Россия

Я была крещена в 5 лет. Но среди ближайших родственников воцерковленных людей, увы, не было. Во время моего обучения в старших классах школы моя мама стала посещать храм и повела за собой нас с братом. Тогда, я впервые приступила к Таинствам Покаяния и Святого Причастия. Но, по прошествии, небольшого периода времени, я отошла от Церкви, по причине, как сейчас понимаю, надуманной. Не могу сказать, что в это время перестала верить в Бога. Всегда знала, что Бог есть, и Он нам помогает в трудную минуту и что на все есть воля Его. И серьезно относилась к вопросам религии. Но в храм ходить перестала. Нынешний этап — этап моего осознанного воцерковления. Его начало можно назвать промыслительным — так Господь все управил. Кризис перевернул все мои привычные представления о мирской суете и позволил остановиться и подумать о том, в чем смысл пустого зарабатывания денег, стремления к выполнению плана на работе и гонки за получением премий и бонусов, работы на износ. Схема «работа-дом-работа» и до этого меня всегда пугала и заставляла задуматься, что должно быть что-то еще. Ответом на мои вопросы стала случайная поездка на Валаам в мае 2009 года. Приехала туда на 2 дня, а осталась на месяц... Там я и стала воцерковляться. Господь свел меня с удивительными людьми! Процесс моего познания Церкви продолжается и по сей день. Слава Богу за это!

Анна Вихлянская, 27 лет, г. Нижний Новогород, Россия

Я нашла Бога не по доверию человеческим свидетельствам о Нем, таковых к несчастью в моей судьбе не было. Я искала сразу Бога. Нашла Его, когда прочла Евангелие. Я поверила сразу; Ему, Его Слову. Поняла всем сердцем, разумом и душой, что вот в этой Книге написана Истина, а не человеческие домыслы. Меня так часто учили жить —  и наконец-то я нашла Того, Кто может делать это правильно. Теперь я живу с Ним. Но все гладко не бывает. У меня проблемы с доверием Богу, Его промыслу обо мне. Увы, не умею пока верить Богу как Авраам во время жертвоприношения. Это самое главное… Для меня главное, что я продолжаю стремиться к этому.

Матвиенко Артем, 22 года, г.Севастополь, Украина

С детства я жил в атеистическом окружении и среди людей, равнодушных к религии, и воспитание получил соответствующее. И у меня, наверное, как и у многих, были представления о религии, как о сказке, которую малограмотные и необразованные люди древних времён (в т.ч. и «бабульки» наших дней, которые не разбираются в техническом прогрессе) придумали, чтоб не бояться природных стихийных бедствий — молний, землетрясений, наводнений и т.д. Бог — это такой себе, в их представлении, добренький дедушка, живущий на небе, который якобы помогает людям. Но я то, современный человек, знал, что всё это не так. Ведь и Гагарин в космос летал, и никакого Бога там не увидел. И так я рос, если не воинствующим атеистом, то человеком равнодушным ко всему, что связано с религией. Хотя крещён был в 7 лет. Позже, в старших классах школы, стал интересоваться историей и культурой (Украины), и отношение к христианству и православию в частности стало более уважительным. Я христианином не становился, но признавал ведущую роль христианства в мировой, европейской, славянской, украинской истории и культуре. Когда первый раз посетил Киев, мне было очень интересно рассматривать красивейшие соборы, Киево-Печерскую Лавру. С каждым приездом в столицу интерес всё возрастал. Но это было всего лишь любопытство. Мне была интересна скорее внешняя сторона христианства. Я начал читать Новый Завет, молиться, но всё это было не то. Я не совсем понимал, чего хочет от меня Христос, зачем Он пришёл на землю, зачем так страдал. Переломным моментом (это было полтора года назад) стало прочтение книги английского писателя К.С. Льюиса «Просто христианство». Вот тут у меня открылись глаза на многие вещи. Теперь Промыслом Божиим для меня был открыт путь, которым я должен идти. Я увидел себя, увидел мир, увидел окружающих людей совсем по-другому, по-настоящему. Не знаю, насколько далеко я продвинулся в этом пути. Хотелось бы верить, хоть несколько шажочков к покаянию я сделал милостью Божией. После этого были первые шаги в храме, первая исповедь, первое Причастие, новая жизнь, новые впечатления и много-много интересного. Но… это уже другая история.

Татьяна Гужевская, 33 года, г.Ашдод, Израиль

Да, я верую в Создателя и Спасителя. Вера моя складывалась постепенно, так по кирпичику, по чуть-чуть. Даже не могу сказать обо всем, некоторые мелочи не сразу вспомнишь, о других даже говорить неудобно. Но на одни из первых своих шагов меня сподвигла наука. На первом курсе медицинского института изучается строение клетки, ее функции, потом физиология, туда же еще и химия включается и еще много чего. И вот как-то в процессе учебы пришла мысля — как эта вся супер-сложная система вообще работает?!!! Вот клетка. Казалось бы и не видно ее без микроскопа, а сколько книжек посвящено ее работе. Нормальной только! А если брать болезни, то еще сколько томов добавится!!! Ну о чем еще думает нормальный студент, как не о том, чтобы было поменьше материала! ...Неужели все это случайность?? Это же сколько времени надо, чтобы все случайности так отшлифовать! Это же ювелирная работа — и красиво и функционально, да просто гениально, что там говорить… Одна работа белка в ДНК чего стоит! Ошибка в одной аминокислоте и все — или инвалид или труп. И тут еще подвернулась газетка (протестантов каких-то), а там — о возникновении жизни, про этот бульон аминокислот и прочее. И вот приводились цифры — вероятность случайного возникновения жизни, а именно соединения РНК (я уже не говорю о ее саморепликации) — я  уже не помню саму цифирку, но масштаб ничтожности меня поразил. Вот тогда-то и стала задумываться о том, что есть много вещей, о которых я не имею никакого понятия. Потом читала Блаватскую, каких-то других теософов, а потом, по приезде в Израиль, конечно заинтересовалась иудаизмом. Он мне очень помог — во-первых, вставил мозги по поводу теософов, а во-вторых, дал мне ощущение Бога именно как Создателя, а не просто дедушки на небесах. Но в какой-то момент он перестал давать ощущение глубины, наоборот появилась исчерпанность что-ли... Снова вернулась в состояние НЛО – «несознательный ленящийся объект». Ну а потом произошло несколько событий в моей жизни, в результате которых, уже не было сомнений куда идти – только Христианство!

Елизавета Старожук, 22 года, г. Прага, Чехия

Лет до 19 я ходила в храм только по великим праздникам да чтобы поставить свечку за себя и родных. Но определенные события в семье заставили искать спасение в храме. Хотя вера моя была некрепка — периодически тонула в скептицизме. А мне хотелось докопаться до истины — почему Православие единственная правая вера. Так сложилось, что в Праге меня познакомили со священником, архимандритом Сергием. Я в этом вижу Божий промысел, потому как случайно нашелся человек в Петербурге, который был знаком чуть ли не с единственным православным священником в Праге и посоветовал обратиться к нему. После 5 минут первого разговора батюшка сказал: «Ну, значит, будешь моей духовной дочерью». Я, помню как сейчас, опешила и даже испугалась — какой дочерью? Что делать нужно? Как себя вести? Мне кажется, это стало переломным моментом на пути моей веры. С тех пор прошло 2 года. Я научилась задавать свои любые и часто глупые вопросы батюшке, более-менее привыкла ходить в храм по субботам и воскресениям, стараться ходить в воскресную школу, стараться влиться в общину. Если бы не такой сердечный и любящий, но строгий наставник, наверное, все бы сложилось по-другому.

Ольга Ерюкова, 39 лет, г.Москва, Россия

Крещена в детстве, лет в пять, мамой, «на всякий случай». Еще в школе начала задавать взрослым вопрос о смысле жизни. Вразумительного ответа не получила. Изучала разные религии, философские течения, даже интересовалась оккультизмом. Господь уберег от серьезного соприкосновения. Никогда не практиковала, так как понимала, что тем самым отдаю себя во власть каких-то сил. И, по смутным ощущениям, сил не добрых. Пробовала ходить в храм, но была отвращена «бабушками» и обрядовостью, непонятностью и безразличием. Обратилась к Богу с помощью протестантов. Многое узнала и поняла о триедином Боге, о вере и христианской любви. Они привили любовь к Священному Писанию. Со временем почувствовала, что уткнулась в стену и чего-то важного не хватает, что Бог ведет дальше, и обратилась к Православию. И все ощутимей понимаю, что надо менять не только образ жизни, но и образ мыслей. В 90-х гг провела 2 недели в Оптиной Пустыни на послушании и была просто ошеломлена ощутимым присутствием там Святого Духа.

Дмитрий Мошкин, 37 лет, г. Вятка, Россия

О своем личном опыте встречи с Богом напишу коротко. Я был мертв и воскрес, родилась моя душа. Притча о блудном сыне — это про меня. Я когда опустился на самое дно, стал искать выход из проблем, долго искал выход через разные системы и направления, пока не нашел Истину. И наверно не мало таких людей которые пришли к Богу не через скорби.

Евгений Козин, 45 лет, г. Новосибирск, Россия

Религиозный опыт. Получается, как нечто личное. Пионерское детство. Комсомольская юность. Из поиска смысла, чтение всего и много. Неверие. Атеизм — жизнь ради людей. Потом вера во что-то, назовём, Сверхъестественное, Высшие силы. Оккультизм —  мечтания овладеть некими силами, которых много… В 22 года прочтение Библии. Поедание плодов собственных грехов. В 25 лет крещение. Долгие труды по выживанию в новом экономическом пространстве. Продолжение поедания собственных грехов. Чудо. Элемент случая — что родился и вырос в России, поэтому сознательный приход к традиционной религии совпал с воцерковлением в Православной вере. «Повезло»!

Валентина Андреева 62 года, г. Москва,  Россия

Начатки веры проявлялись еще в школе, когда отказалась признать, что наши предки (мои, в частности) произошли от обезьяны. Было убеждение, что Кто-то большой и светлый сотворил все сразу таким как есть. Наша семья была не церковная, но выпуская меня в жизнь, мама по памяти написала 2 молитвы: Отче наш и 90-й псалом, которым ее в детстве научил мой дед. В 1996 году пришла в храм, потому что стали уходить в мир иной мои престарелые родственники и не верилось, что они уходили в небытие. Также хотелось нравственного совершенствования. Стала регулярно ходить на службы и с интересом читать Жития Святых. Но образ жизни не меняла и скоро раздвоение закончилось тем, что пришлось себе напомнить, что «в этом болоте я уже тонула» и сама себя вытащить не смогла, стал вопрос выбора. Исполнить решение о том, что «надо что-то менять» помог священник, который исповедуя, сразу же давал наставления, предлагал прочесть те или иные книги и посоветовал поступить в приходскую воскресную школу, которую я со временем стала посещать, так началось воцерковление и обретение православных друзей. Радость православного общения несравнима ни с чем! Со временем некоторые сокурсники стали трудится в нашем и других приходах или в православных организациях. Служение самое разное: работа в детском доме, многолетнее посещение больных и просвещение осужденных, послушание на клиросе, за свечным ящиком и многое другое. Так происходила встреча с Богом и с самим собой.

Наталья Ионова, 28 лет, г. Москва, Россия

О Боге в нашей семье говорить было не принято, т.к. отец мой был идейным членом КПСС. Поэтому я не могу сказать, что мне с детства кто-то о чем-то религиозном вообще рассказывал. Информация накапливалась по крупицам. Должна сказать, что ощущение Бога (как чего-то всеобъемлющего, не вмещающегося в мое понимание) жило во мне с самого раннего возраста, сколько вообще помню себя. Просто временами оно ослабевало, временами усиливалось. Впервые в жизни я молилась в Храме (своими словами, так как ни одной молитвы не знала), когда мне было лет 10. Молилась о человеке, которого в жизни ни разу не видела, от всего сердца (одна подруга моей сестры попала под машину и долгое время была буквально между жизнью и смертью). Когда я вернулась домой, как сейчас помню — села в кресло, и меня охватило такое неописуемое чувство покоя, тихой радости, какого-то почти полета, что никакие доказательства того, что Он есть, мне больше не были нужны.

Александр Воробьев, 27 лет, г. Мегион, Россия

Ни кто не звал меня, и не было никаких знамений. В очередной раз я сидел, ничего не делая, так как с работы уже приехал, пил пиво — а как еще время убить? И вдруг подумал, что я, оказывается, так слаб, что не могу с собой совладать, и нет у меня ни увлечений, ни цели, ни смысла в жизни. Неужели и всю оставшуюся жизнь мне придется барахтаться в этой бессмысленной рутине? Почему то пришла мысль, что, наверное, должны помочь мне именно в церкви. Вспомнил просмотренную как-то передачу про уголовников, которые освободившись начинают служить при церкви, вот и подумал, что и мне может так можно. Пошел я в наш храм и подошел к батюшке спросить есть ли у нас такая община, где бы помогали алкоголикам, наркоманам и другим людям, не нашедшим правильного пути. Батюшка мне после службы купил молитвослов и книгу про исповедь. Так я первый раз исповедовался, это было год назад, в Великий Пост. Слава Богу за все!

Наталия Кузьмина, 34 года, г. Раменское, Россия

Мой приход к вере — довольно тернистый и неоригинальный, через страдания, через потери. Крестили меня во младенчестве. Моя милая бабушка — она и была первым сеятелем слова Божьего в моей душе. Тогда я еще этого не понимала, да и не слушала совсем, как мне казалось… все это бабушкины сказки — мы, пионеры, знаем, что космонавт в космосе был, и там никого не видел! Но бабушкина кротость, её смиренная улыбка в ответ на мои «доводы», её взгляд, наполненный Верой, еще тогда что-то во мне бередил, что-то самое главное, чего я в себе тогда и не подозревала. Мне было интересно жить, во всех проявлениях «свободной» юности, конечно, в рамках дозволенного  (Слава Господу, воспитанием родители меня не обделили). Подспудно, как раз в это время я стала себя четко осознавать православной, но, знаете, как-то так, как принадлежность к какой-то неформальной  группе: кто-то хотел быть металлистом, кто-то рокером, а я вот православная. Я примеряла образ бабушки — и мне было в нем уютно, сладко, спокойно…мне не быть такой, но так хочется! Когда умер папа, а мне было 20 лет, я пришла в церковь после 13 лет отсутствия в ней. Там было хорошо и спокойно — так, как с бабушкой. Там, где никто не осудит, где с тобой будут плакать и веселиться, и называть дочкой, как называл меня папа. Там отец был всегда жив, меня туда тянуло. Но, 20 лет…суета, тоска по смыслу жизни. Кто бы взял тогда за руку… а может взял, и именно тогда, и все ведь не зря, конечно, не зря! Господь меня вел к сегодняшнему дню, когда я готова услышать Его, почувствовать Его, а тогда мне надо было еще пройти свои испытания, чтобы познать жизнь «во всей красе». Я вышла замуж, венчались, родила сына, и все было так как «у всех» — и брак, как мученический венец, и гора «ошибок», но все без осознания себя рядом с Господом. Жила как будто веря. Веря, но не зная. «Ты как добрый друг — помоги и пожалей меня, а я такая хорошая, но несчастная, все делаю правильно, а меня не понимают, но Ты же понимаешь меня, Господи…».  Господь всегда понимает, и случилось то, что привело меня в чувство, как после долгого летаргического сна — я похоронила своего мужа. Как описать, что произошло со мной? Скорбь, отчаяние… но самое главное — я Бога почувствовала!!! Этого — если он сам этого не испытал, никому не возможно объяснить! И понимаешь, что обратной дороги нет — мосты все сожжены. Но как учиться жить по-новому? Пришла в церковь в сотый раз, а как будто в первый! Подхожу к исповеди и Причастию, опять по-новому! А уж про чудеса, посланные Господом в Утешение — их и не перечесть! Но все же я еще — младенец. Слава Богу, что хоть это я почувствовала! Так хочется взять кого-то за руку, крепко, и идти к Богу.

Александр Василенко, 37 лет, г. Торонто, Канада

Хочу сказать, что свет вечной жизни я увидел в глазах собственной матери, когда она в первый раз (неожиданно для себя самой) увидела меня в нашей церкви, одетого в стихарь. Слезы радости и любви невольно выступили у нее на глазах, слезы которые она не могла сдержать как ни пыталась, а я тогда еще не знал как это называется, теперь я понимаю, что это и был тот самый свет вечной жизни.

Людмила Чиркова, 53 года, г. Мамадыш, Россия

Однажды приступили к  Иисусу Христу фарисеи, которые упрекали Его в нарушении закона, и решили испытать Его праведность, соблазняя каверзными вопросами. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,35-40). Так ответил Господь на вопрос фарисея, и об этом говорил Он на протяжении всего Своего земного служения, ибо все дни Его, о которых повествуют нам евангелисты, исполнены любви к людям; все Его слова и дела — исцеления, насыщения, поучения, вразумления — совершались Им только по великой любви к нам и великой любви к Богу-Отцу.
Господь Словом Своим вызвал тварь из небытия по любви, во имя любви и для любви. И поставил венцом Своего творения человека, который должен был поучаться и возрастать в любви, поучая и возвышая прочие создания, получив над ними власть от Бога. Но, нарушив заповедь Божию, Адам поступил не по любви, разрушил связь с Источником любви, утратил возможность беспрепятственного доступа к Божией благодати, разверз великую пропасть греха между небом и землей, разучился любить.
Первые главы Книги Бытия, как и все книги дохристианского мира, не упоминают об этом чувстве. И только с истории богоизбранного народа, начиная с патриарха Авраама начинают встречаться первые упоминания о такой добродетели как любовь. Начинается осознание важности этого чувства в жизни человеческой. От простой, естественной любви родителей к детям (на примерах Авраама, Иакова), любви-дружбы (Ионафана и Давида), любви-влюбленности (Иакова, «Песнь песней») до любви милосердной, любви Божественной, любви-самоотдачи лежит долгий и нелегкий путь. Естественные виды любви могут принести добрый плод лишь тогда, когда они соединены с милосердием, умножены на него. Но и до родительской любви, и до дружбы, и до влюбленности нужно еще дорасти, вырасти из себялюбия и эгоизма, в которые погружен человек.
И Господь ведет людей ко спасению одному Ему ведомым путем. Он избирает Авраама и созидает Израиля. Дает этому «избранному Своему» десять Синайских заповедей, научающих основам богоугодной жизни, основам любви-милосердия и самоотдачи. Это были как бы первые ступени той лестницы, по которой человек вновь может взойти на высоту, откуда он ниспал, взойти от земли к небу и приблизиться к Богу. Но правда Божия не нашла своего целостного воплощения в любви до пришествия Спасителя. Хотя уже множество прикровенных, а иногда и довольно ясных указаний на преимущество любви в Законе Божием было дано и в ветхозаветные времена. Приверженцы духовности сумели сформулировать основной духовный смысл всех заповедей в две основные: «люби Господа» и «люби ближнего». Их и привел Иисус Христос в своем ответе на вопрос фарисея.
Действительно, возлюбивший Господа вполне  естественно станет исполнять всё, чтобы угодить Ему: у любящего Бога не возникнет и мысли о поклонении кому-то или чему-то иному. Из любви к Богу проистекает и благоговейное почитание имени Божия, и неуклонное исполнение Его заповедей. Истинно возлюбивший Бога, безусловно, не сможет не любить ближнего. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин 4,20). Да и не только ближнего, но и вообще все творения Божии. «Листок на ветке зеленый; и ты сорвал его без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок; жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить», — говорил преп. Силуан Афонский. Любящий Бога и ближнего ради Бога никогда не станет убийцей, вором, клеветником, прелюбодеем, завистником, т.к. исполнение заповедей Божиих не будет для него проблемой. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин 5,3).
Но совершенное исполнение Закона могло совершиться и совершилось только во Христе Иисусе. Господь наш Иисус Христос, воплотивший Собой всякую правду Божию, открыл её для людей, сделал её благодатной нормой отношений. Эта норма состоит в том, что правда Божия, носящая имя Любовь, должна навсегда утвердиться в отношениях человека с Богом и с ближними, и со всей тварью, то есть возродить утраченный рай.
Как пишет митрополит Антоний Сурожский: «Рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь… Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение — всё Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе «Я во Отце и Отец во Мне» (Ин 14.11)… человек пал, и с ним пошатнулась вся вселенная… — и что? Бог не отвернулся; только Его  любовь, которая была ликующей радостью, стала крестным страданием». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», — говорит ап. Иоанн Богослов о любви Бога-Отца (Ин 3,16). И он же говорит о любви Бога-Сына: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Ин 3,16). Любящий Отец посылает любящего Сына, чтобы наполнился мир любящим Духом Святым, ибо божественная любовь, любовь, возводящая от земли на небо, возможна только в Боге-Духе Святом. «Господь так нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует эту любовь», — говорит преп. Силуан. И далее: «Чтобы придти в любовь Божию, надо соблюдать всё, что заповедал в Евангелии Господь. Нужно иметь милующее сердце, и не только человека любить, но и всякую тварь жалеть; всё, что создано Богом… Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу… А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая».
Но истинная любовь к творению возможна только через любовь к Богу. Отношение к людям органично вытекает из веры. Блаж.Августин писал: «Люби Бога, и тогда поступай как хочешь». Если на первом месте в сердце человека будет находиться Господь, то Им и будут направляться все мысли, чувства, дела человека. Такая благодать Божественного присутствия, благодать Духа Святого помогала и продолжает помогать верующим являть подвиги самоотверженной любви, любви в высшем её значении. Ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — сказал Господь Своим ученикам (Ин 15.13). Он Сам явил первый пример этой вершинной любви, отдав жизнь Свою за человечество. И Его последователи должны учиться подражать Ему.
В последней Своей беседе с учениками Он говорит им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13.34-35). Именно любовь самоотверженная, жертвенная завещана Спасителем — «как Я возлюбил вас», т.е. до конца, до смерти крестной. Такая любовь возможна только с Богом и в Боге. По словам ап. Павла, «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5.5). А апостол любви Иоанн Богослов пишет в своем послании: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот Бога не познал, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4.7-8). То есть, любовь есть содержание Божественной жизни и имеет неоспоримое превосходство над всеми другими добродетелями, дарованными нам Духом Святым, ибо без любви они не имеют никакой цены и не приводят человека ко спасению. «Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», — свидетельствует о любви ап. Павел (1 Кор. 13.1-3).
Итак, христианская любовь по своему происхождению есть дар Божий. Христианство —  это жизнь, в которой отдельные личности объединяются силой Божественной любви в Единую Церковь — Тело Христово. Любовь вне Бога — лишь естественное явление, мало подлежащее христианской однозначной и безусловной оценке. Истинная любовь есть переход в новую действительность. «Предел любви — да двое едино будут», — говорит ап. Павел (Еф. 5.31), а по блаж. Августину «любовь есть некоторая жизнь сочетающая или сочетать стремящаяся». Это и есть веяние Духа Святого, утешающего радостью созерцания, вездесущего и все исполняющего сокровищем благим, подающего жизнь и Своим вселением очищающего мир от всякой скверны. Но для сознания животворческая деятельность Его делается явной лишь при высшем прозрении духовности. Как молился прп.Силуан Афонский: «О, Господи, сподоби нас дара Духа Святого, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле». А «Гимн любви» апостола Павла как нельзя лучше говорит о безусловной ценности этой добродетели: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. …А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13.8,13).

Комментарии  

Калерия
+1 #1 Калерия 12.11.2010 01:06
Есть книга Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения". Читается очень легко, не навязчивая по содержанию и смыслу. Но заставляет задуматься над серьезными вещами и укрепляет веру.=)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • нурия нурия 17.08.2017 14:08
    Добрый день. Вот уже более 15 лет ищем свою тетю Лутфуллину (Попову по мужу) Найлю Нажибовну, 1968 ...

    Подробнее...

     
  • герасименко герасименко 19.05.2017 06:25
    Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Пресвятая Богородица спаси нас!!!

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 01.05.2017 23:04
    http://www.bogoslov.ru/text/5345458.html

    Подробнее...

     
  • Байрамов Руслан Рена Байрамов Руслан Рена 11.04.2017 18:34
    МОИ СТИХИ Господь наш. Сказал наш Бог слова такие. Я есть и буду вечность я. Единый я Господь миров.

    Подробнее...

     
  • Тая Тая 10.03.2017 08:06
    Здравствуйте ! Хотела бы узнать сколько стоит освятить дом?

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 07.02.2017 23:59
    Ваш вопрос-размышле ние, идет по грани извечной дискуссии теодицеи. Только для меня путь в жизнь ...

    Подробнее...

     
  • Victoria Victoria 05.02.2017 23:06
    Привет православные!) Неужели ни кто не летал? А каковы ваши чувства? О чем вы думаете в полете?

    Подробнее...

     
  • Dima Dima 22.01.2017 20:21
    Добрый день! хочу уйти в монастырь мужской, возможно ли это? О себе; 29 лет, не женат, детей нет.

    Подробнее...

     
  • Volchok Volchok 27.12.2016 20:51
    Не переживайте, отец Александр. В следующем году кардинальных перемен в гражданском обществе не ...

    Подробнее...

     
  • Протоиерей Александр Протоиерей Александр 27.12.2016 20:32
    Я не верю в нумерологию. Дело не в этом, а дело в том, что воспоминания пережитых событий, столетний ...

    Подробнее...